|
их историческими:
33. Сонцэн Гампо
34. Гунсон Гунцэн
35. Мансон Манцэн (650-676)
36. Дуйсон Манцэн (676-704)
37. Тидэ Цугтэн (Меагцом) (704-754)
38. Тисон Дэцэн (755-797)
39. Муне-цэнпо (797-798)
40. Мутаг-цэнпо (Тидэ Сонцэн) (798-815)
41. Ти Ралпачен (815-841)
42. Дарма (841-842)
Правитель (или часто «король» в западных переводах) имел титул дже.
Сонцэн Гампо, по преданию, говорил: {23}
Когда спрашивают мое имя,
Меня, ничтожного, надобно именовать Правителем (дже),
Когда Правитель (дже) отдает приказ,
Будто появляется радуга
[Haart, 1969, р. 201; А Survey of Tibet, 1987, р. 42].
Основателем династии был Чати («Птичий трон»). Полагают, что так звался
реальный предок династии Ярлун, место поселения его клана Ча именовалось Часа —
Земля птиц:
Правитель не покинет подданных.
Если правитель покинет подданных,
Придет конец Ча...
Подданные не покинут правителя.
Если подданные покинут правителя,
Засохнет лес.
Правитель приходит править людьми. Люди — это тибетцы, бод-ми, люди Бод.
Основатель династии, первый правитель Ньяти-цэнпо, сын небесного божества Лха,
спустился с Неба по священной горе-лестнице в девять ступеней, соединяющей
небеса и землю. Он пришел по призыву людей, чтобы управлять ими. Люди просили
его: «Поскольку ты цэнпо, сошедший с Неба, мы просим тебя быть нашим
правителем». Они возвели его на трон и стали почитать как государя — гьялпо.
Как преемник клана Ча, Ньяти-цэнпо обладал необычной внешностью. Глаза у него
были как у птицы и закрывались не сверху вниз, а снизу вверх. Брови были из
бирюзы, зубы как белые раковины, усы как у тигра, между пальцами рук и ног, как
у гуся или иной водоплавающей птицы, имелись перепонки.
Почтенный господин Нъяти-цэнпо,
Он явился, испытывая сострадание к черноголовым людям. . .
Правитель черноголовых...
[Uray, 1966, р. 245].
Он пришел, чтобы избавить тибетцев от внутренних смут и от внешних
врагов
Из Гундана, страны божества Лха,
Семи сфер голубого Неба,
Пришел сын Лха, защитник людей.
Справедливыми законами и его великим разумом
Были объединены все малые правители. {24}
Свою силу Нъяти-цэнпо доказал в борьбе с красным яком на берегу озера.
Цэнпо убил красного яка стрелой, як охранял озеро; после того как он был убит,
люди смогли добывать из озера соль. Правитель должен был быть физически здоров.
В его личности была «представлена постоянно перерождающаяся сущность священных
предков, которая воплощалась в каждом короле в возрасте наступления зрелости
(тринадцать лет) и оставалась воплощенной в нем до тех пор, пока его старший
сын не достигал того же возраста зрелости и всходил на трон как следующее звено
перевоплощающихся предков» [Haart, 1969, р. 108].
Предполагалось, что правители обладали некой харизматической силой
Чаб-си, которая оберегалась жрецами бон. В управлении страной цэнпо помогали
бонский шаман и министр. Когда цэнпо сидел на троне, то шаман находился справа
от него, а министр — слева.
Н
|
|