|
марбо» («Красные
анналы»), сообщается, что после эпохи обезьян наступила эпоха «девяти братьев»
Масаег, в числе которых были шесть злых духов, дракон, небесное божество Лха и
божество дерева Му. У основоположника первой тибетской Ярлунской династии также
была родня по женской линии, состоявшая из девяти сыновей голодных демонов.
Датский тибетолог Эрик Хаар считает версию происхождения династии Ярлун от
«девяти братьев» тайной, побочной, а не генеральной. У одной матери было девять
сыновей. Один из них, младший, по имени Шугпа («Могучий»), имел признаки
водоплавающей птицы, его спросили: «Кто ты, откуда пришел и куда идешь?» Он
ответил: «Я иду из страны Пово и направляюсь в Бод». «У тебя выдающиеся
способности и сила?» — спросили люди Бод. Он ответил: «Благодаря большим
способностям, силе и чудесному появлению на свет люди моей страны зовут меня
Шугпа!» Люди Бод посадили его на трон и сделали дже, правителем. Это был
основатель династии Ярлун — Ньяти-цэнпо [Haart, 1969, р. 217-225].
Еще по одной версии, было девять братьев, из которых один — Тхеу (Тхе,
Те) Бран — «Подобный демону». Тхе — это три класса божеств Белого Неба,
Промежуточной сферы Бар-тхе-ка-бо и Черной земли. Есть еще «женская» версия
девятки. Некая богиня породила девять яиц, из девяти яиц вышли девять богинь,
их потомком была прародительница божества Цан. Эта прародительница снесла яйцо,
из этого яйца и пошли правители Тибета цэнпо. Предание о девяти братьях было
известно и у родственных народов за пределами Тибета. В тангутских (Си Ся)
источниках упоминаются «девять братьев Белых Высот», девять братьев известны из
мифологии ицзу, пуми, наси и др. Потомками «девяти братьев Белых Высот» считали
себя правители средневековой династии Пагмодупа.
«Девять братьев», возможно, цянская мифологическая струя, которая могла
проникнуть на Тибетское нагорье с цянской эмиграцией, хотя и совсем
необязательно. Таким образом, полагая, что тибетская народность сложилась
автохтонно на Тибетском нагорье, участие в ее формировании цянского компонента
вряд ли следует отрицать. Считать цянов выходцами с Тибетского нагорья в резкой
формулировке Даньчжу Аньбэня — «не тибетцы произошли от цянов, а цяны произошли
от тибетцев» [Даньчжу Аньбэн, 1998, с. 16] — тоже пока преждевременно. {21}
Ярлунская династия
Тибетская цивилизация зародилась в юго-восточной части Тибетского
нагорья как земледельческая. Ярлунской она названа по месту своего появления.
Ярлун — речные долины к югу от р. Цанпо. Реки, образующие эти долины, имеют
северный сток у г. Цзетан, находящегося к юго-востоку от Лхасы. По преданиям,
это место происхождения тибетцев, здесь спарились обезьяна (Авалокитешвара) и
демоница Лу. Две главные речные долины образовали реки Ярмо (Ярлун) и Дарпо.
Эти реки сливаются неподалеку от замка Юмбулаган. Этот древний замок был
резиденцией клана Ча (Птицы). Линия клана Ча прервалась и, возможно, перешла к
Ньяти-цэнпо, который появился в Ярлуне из области Конпо.
Клан Ча был связан с Небом (Нам), В древнейшие времена, по поверьям
тибетцев, мир делился на небо (Нам), землю (Бар, Са), на которой жили
«поедатели мяса», и подземный мир (Ог), в котором обитали рыбы (Нья). Этим трем
сферам соответствовали божества Лха, Цан и Лу.
Правитель — основатель династии — был сыном Лха, он спустился на землю,
чтобы стать правителем людей. По подсчетам тибетских историков, первый
правитель, его имя Ньяти-цэнпо, появился в 95 г. до н.э. Традиция насчитывает
42 правителя этой династии, от Ньяти-цэнпо до Ландармы, т.е. она правила
Тибетом с 95 г. до н.э. до 846 г. н.э. Современные китайские авторы всю линию
государей Тибета именуют династией Тубо (Туфа), не подразделяя ее на ярлунскую
или послеярлунскую, с воцарения Сонцэн Гампо или его отца Намри Сонцэна.
Приведем список правителей (государей, королей) этой династии:
Семь небесных правителей (с частицей «ти» в имени)
1. Ньяти-цэнпо
2. Мути-цэнпо
3. Динти-цэнпо
4. Соти-цэнпо
5. Мерти-цэнпо
6. Дакти-цэнпо
7. Сибти-цэнпо
Два древних правителя
8. Дигум-цэнпо
9. Шати (Пуде Гунгьял-цэнпо) {22}
Шесть правителей (с частицей «лег» в имени)
10. Эшолег
11. Дешолег
12. Тишолег
13.Гурулег
14. Доншилег
15. Ишолег
Восемь правителей (с частицей «дэ» в имени)
16. Санам Синдэ
17. Дэ Тулнам Шунцэн
18. Сенол Намдэ
19. Сенол Подэ
20. Дэ Ньёлнам
21. ДэНьёлпо
22. Дэ Гьялпо
23. Дэ Тинцзн
Шесть правителей (с частицей «цэн» в имени)
24. Гьялтори Лонцэн
25. Сутицэннам
26. Тида Пунцэн
27. Тидже Тогцэн
28. Лхатотори Ньенцэн
29. Тиньен Сунцэн
30. До Ньендэу
31. Тагри Ньенсиг
32. Намри Сонцэн
Этих вышеназванных правителей называют иногда «доисторическими»; считая
десять последую
|
|