Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
ргану контрольной власти. Всего за годы существования династии 
Юань назначалось 13 глав Сюань-чжунъюаня, последний был назначен в 1358 г. и, 
очевидно, управлял ведомством до гибели династии Юань в 1380 г. Главе 
Сюань-чжунъюаня помогали при Пагпа-ламе двое, а позже от шести до десяти юань 
ши — «уполномоченных». Требовалось, чтобы половина из них являлись монахами, а 
половина — светскими лицами. {90}
        Тибет был поделен на три «дороги» — уй, Цзан и Нгари-корсум. Каждой 
дорогой управляло Сюаньвэйсы, глава Сюань-вэйсы по-тибетски именовался мипон. В 
низовой администрации было принято военно-административное деление на 
темничества (ванъху —10 тыс. дворов) и тысячи (цянъхусо — тысяча дворов). 
Темничества по-тибетски именовались трикор чусум — 13 темни-честв, каждое 
темничество возглавлял «великий чиновник» — да гуанъ, по-тибетски именовавшийся 
типён. Типён имел хрустальную печать. Функции Сюаньвэйсы подразумевали «больше 
надзора, чем администрирования» [Реtech, 1989, р. 39]. Сюаньвэйсы занимались 
охраной вверенной им территории, борьбой с грабителями и ворами, осуществляли 
судебную власть, следили за состоянием почтовых станций, обеспечивали военные 
гарнизоны, если таковые имелись. Полагают, что реально эта система власти стала 
налаживаться с 1265 г., когда Пагпа-лама три года провел в Тибете. В эти годы 
была учреждена система почтовых станций от г. Хэчжоу в пров. Ганьсу до Сакья в 
Тибете. За содержание станций отвечали местные жители в порядке выполнения 
трудовой повинности и уплаты налогов.
        По крайней мере трижды в XIII в. монголы пытались наладить учет 
населения в Тибете, уже после первой попытки великого хана Мунке. В 1267 г. в 
Тибет был направлен специальный эмиссар, держатель золотой пайцзы, т.е. лицо 
высокого ранга, для составления подворных списков населения (хуцзи). В 1287 г. 
были направлены двое уполномоченных провести всеобщий учет населения (тунцзи 
хукоу). Все податное население — крестьяне, скотоводы, ремесленники были 
поделены на две группы — лхаде, людей, так или иначе прикрепленных к монастырям 
и буддийской церкви вообще, и миде, людей, принадлежавших светским правителям и 
владетелям или прикрепленных к ним же. Все эти люди — и лхаде, и миде — 
являлись крепостными или даже рабами. Их положение, по мнению современного 
китайского историка Тибета Чэнь Цин-ина, было схоже с положением крепостных 
крестьян в Европе [Чэнь Цин-ин, 1996, с. 175]. Лхаде были обязаны и налогами, и 
трудовыми повинностями только буддийской церкви, а миде несли повинности и в 
пользу своих хозяев, и в пользу государства, в основном обслуживая почтовые 
станции. Как раз эта повинность — ула — началась с династии Юань. По некоторым 
подсчетам, в каждом темничестве было примерно 60% подневольных лхаде и 40% — 
миде. Существовала тенденция постепенного перевода людей из статуса миде в 
статус лхаде. {91}
        Официальная учетная семья исчислялась в шесть человек: муж и жена, двое 
детей (сын и дочь) и два человека прислуги (мужчина и женщина) [там же, с. 179].
 Такая учетная семья именовалась дунчун (кит. ху). Семьи были объединены в 
группы по 25, 50, 100, 1000 семей. Как податная единица дунчун включала 
имущество семьи, землю и скот. Налог на землю платили в зависимости от размеров 
участка. На 1 кане земли можно было посеять от 10 до 60 кхалов, т.е. от 140 до 
840 кг зерна (кхал — мера объема) [там же, с. 181]. Также разнились единицы 
обложения скота. Например, в Амдо таковой была хорцин-чжанба, она означала 5 
коров, или 50 овец, или две лошади [там же, с. 180].
        Судя по сохранившимся материалам таких списков, население Тибета при 
династии Юань составляло примерно 2 млн. 400 тыс. человек. Чэнь Цин-ин полагает,
 что эти сведения «сильно преуменьшены» и реально население Тибета было больше 
[там же, с. 183].
        В тибетской интерпретации верховную власть над Тибетом осуществлял 
сакьяский иерарх. При иерархе был пончен, верховный чиновник, который ведал и 
гражданскими и военными делами. Как говорилось о функциях пончена в одном 
тибетском тексте, «он правит по приказу ламы и мандату императора. Он защищает 
два закона (религии и гражданский) и ответственен за спокойствие (страны) и 
процветание (религии)» [Реtech, 1989, р. 45]. Страна была поделена на 13 
типёнов, во главе каждого типёна был свой правитель.
        Как уже говорилось выше, не все школы тибетского буддизма были довольны 
Сакья и ее политикой, которую считали откровенно промонгольской, несмотря на то 
что другие школы тоже пытались получить покровительство Хубилая и других 
чингисидов. Известен памфлет в стихах, который написал на Пагпа-ламу монах из 
монастыря Нартан по имени Чомдэн Ригрэл. В памфлете было обыграно имя Нагла, 
которое значит «Исключительный»:
        
        Солнечный луч веры Будды скрылся за тучами школы Кагъюпа. 
        Люди лишились покоя и счастья из-за жадности чиновников. 
        Сегодня и монахи одеваются как монгольские предводители. 
        И потому Он, кто не понимает этого, 
        Не является «Исключительным», 
        Хотя и носит такое имя!
        
        Пагпа-лама тоже ответил в стихах:
        
        
        Сам Будда подтвердил, что будут периоды 
        Как подъема, так и упадка веры. {92}
        Покой и счастье людей зависят от законов кармы,
        А не находятся в руках чиновников.
        Чтобы обратить монголов в нашу веру,
        Я должен одеваться как монгол.
        И потому Он, кто не понимает этого,
        Должен быть человеком, которому недостает ума!
        [Shakabpa, 1967, р. 67-68].
        
        Несмотря на враждебное отношение к Сакья некоторых школ тибетского 
буддизма, Пагпа-лама отказался подавлять их, когда ему было это предложено: 
«Когда монгольский император предложил издать специальный указ, предписывающий 
принять учение Сакьяпа [как единственное] для всего Тибета, Пагпа подумал, что, 
действуя таким образом, можно пород
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-