|
у монгольскими ханами, еще завоевывавшими Китай, и тибетской школой
Сакья установились особые, характерные для буддийского вероучения отношения —
отношения «царя — покровителя веры» и «наставника царя в вере». И «царь —
покровитель веры» даровал «наставникам царя в вере» — сакьяским иерархам власть
над Тибетом. Эти отношения носили особый характер, и место Тибета в монгольской
империи Юань, включавшей в свой состав прежде всего Китай, было особым. Важно
подчеркнуть, что Тибет не рассматривался как обычная часть империи. Тибета нет
в перечне территорий династии Юань, зафиксированном в официальной истории этой
династии: «Юань возникла в Шамо (пустыня Гоби. — Е.К.), поглотила Западный край
(приблизительно территория современного Синьцзяна. — Е.К.), усмирила Си Ся,
уничтожила чжурчжэней, сделала своим вассалом Корею, утвердилась в Наньчжао, а
затем к югу от нижнего течения Цзян (Янцзы. — Е.К.), и Поднебесная стала единой.
Поэтому ее (династии Юань. — Е.К.) территория на севере перевалила за горы
Инынанъ, на западе достигла пределов Люша, на востоке кончалась к востоку от
Ляо и на юге шагнула к заморским странам. Если Юань на юго-востоке не достигла
пределов, которые имели династии Хань и Тан, то на северо-западе она
значительно превзошла их...» [Юань ши, цз. 58, 1935, с. 429]. {88}
На Тибет не распространялось обычное для империи административное
деление на округа и уезды.
Когда в 1251 г. великим всемонголъским ханом стал Мунке, он принял в
свои руки от Годана управление Тибетом. Известно, что Мунке повсюду стремился
навести порядок. В Тибет были посланы чиновники для проверки учета населения, а
за местными духовными и светскими правителями были утверждены их владения. В
это время в Тибете не было монгольских гарнизонов и Тибет еще не был связан с
центром системой почтовых станций. Будущий основатель династии Юань как раз в
это время по приказу Мунке завоевывал государство Наньчжао-Дали в нынешней
провинции Юньнань и китайское государство Южная Сун.
К этому времени в Северном Китае возник серьезный конфликт между
буддистами и даосами. И те и другие искали покровительства монголов и
утверждали превосходство своей веры. Даосы заявляли, что Будда не кто иной, как
перерожденец Лао-цзы, который удалился на запад и появился в Индии, чтобы
просвещать варваров. Буддисты же, полагая, что Будда жил раньше Лао-цзы и
Конфуция, объявляли последних учениками Будды. По распоряжению великого хана
Мунке в 1258 г. в Кайпине, заново отстроенной ставке Хубилая, был проведен
диспут между буддистами и даосами. Даосы диспут проиграли. Было сожжено
некоторое количество даосских сочинений, более 200 даосских храмов переданы
буддистам, 17 ведущих даосских иерархов были силой обриты и обращены в
буддийских монахов. Этот печальный для даосов исход диспута не был случаен.
Ближайшим советником Хубилая в это время был буддийский монах Лю Бин-чун, а
любимая жена Хубилая Чаби, о которой говорили, что она была очень красива,
являлась ревностной буддисткой.
В 1258 г. четыре монгольские армии устремились в Южный Китай. Одной из
них командовал лично Хубилай. В августе этого же года в том походе скончался
великий хан Мунке, причиной смерти которого стала травма, полученная от
попадания в его голову камня, пущенного из камнемета. На великоханский престол
стали претендовать три младших брата покойного — Хубилай, Хулагу и Ариг-Буга.
Хулагу, ранее много времени проведший в Иране, решил возвратиться туда, при
решении вопроса о великом хане его симпатии были на стороне Хубилая. Ариг-Буту
кроме ряда высших должностных лиц империи поддерживала одна из жен Мунке.
Войска Ариг-Буги двинулись во владения Хубилая. Жена Хубилая Чаби срочно
организует оборону Каштана и вызывает мужа с юга. {89}
Весной 1260 г. Хубилай срочно возвратился в Кайпин, где и был созван
курилтай, провозгласивший его 5 мая великим ханом. В ответ на это сторонники
Ариг-Буги на курилтае в Монголии избрали великим ханом Ариг-Бугу. Ариг-Бугу
поддержал и хан Золотой Орды Берке, но активно ему помочь не мог, так как в это
время между Берке и Хулагу шла война. Хубилай объявил Арик-Бугу узурпатором,
себя — императором Китая и принял по китайской традиции первый девиз
царствования Чжун-тун. Пагпа-лама объявил Хубилая перерожденцем бодхисаттвы
Манджушри.
В 1269 г. Пагпа-лама, трудившийся по приказу Хубилая, представил
императору новое письмо государства, состоявшее из 41 слога, основанное на
тибетском алфавите. Эти буквы наподобие китайских иероглифов напоминали квадрат,
отсюда и принятое название письма — квадратное. Достоинством письма являлось
то, что оно достаточно точно передавало фонетику как монгольского, так и
китайского языка. Титул Пагпа-ламы звучал так: «Под Небом, на Земле, сын бога
Индии, изобретатель письма, воплощенный Будда, человек, предназначенный
установить царство, источник риторики, ученый Пагпа, наставник императора»
[Аhmad, 1995, р. 98].
В 1276 г. пал г. Ханчжоу. Император Южной Сун признал себя вассалом
монголов. Командующий монгольскими войсками Баян пленил его и вдовствующую
императрицу, забрал государственную печать. Пленного императора Хубилай обрил в
монахи и отправил в один из монастырей Тибета.
При Хубилае была выработана административная система управления Тибетом.
Было учреждено специальное управление Цзун-чжиюань, в 1284 г. переименованное
в Сюаньчжунъюань, по названию дворца, в котором императоры династии Тан
принимали тибетских послов. Первым главой нового управления стал Пагпатлама.
Задачей управления было руководство администрацией Тибета и ведение всех дел
буддизма и буддистов в империи Юань. Сюаньчжунъюань считалось управлением
первого ранга, равным высшим органам управления Юаньской империей: Чжуншу —
управлению гражданскими делами, Шуми — управлению делами армии и Юйшитай —
центральному
|
|