Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
е отринувший жизни греховного мира, мог постичь правила почитания буддийских 
монахов и знать элементарные законы воздаяния (кармы). Люди, покидающие или 
покинувшие греховный мир, но заботящиеся лишь о собственном спасении, могли 
освоить учение о «четырех благородных истинах» (жизнь — страдание, источник 
страдания — жажда жизни; лишь освобождение от желаний, страстей, жажды жизни 
прекращает страдания. Добиться прекращения страданий можно, только следуя пути, 
указанному Буддой). Третьи не только познали глубину своих страданий, но 
сострадают другим живым существам и желают спасения других. Таким людям следует 
давать знания парамит.
        Именно Атиша утвердил в Тибете тантрическую асгролого-асгрономическую 
систему Калачакра (Колесо времени). Атиша активно стремился воссоздать древние 
традиции монастырской жизни, он настаивал на строгой дисциплине и аскетической 
жизни для монахов. {78}
        Школа Кагьюпа была основана гуру Марпой (1012-1097), воспринявшим 
традиции тантры от Наропы и Тилопы во время своего пребывания в Индии. Эта 
школа делилась на шесть направлений, учение, как полагали, восходило к 
бодхисатгве Манджугхоше и учению Наропы о йоге — углубленном созерцании и 
психофизической практике. Часть учения считалась «сокровенной» и доступной 
только тем, кто уже был подготовлен принять его. В рамках учения Кагьюпа 
развивались традиции отшельничества. Известным его проповедником был ученик 
Марпы — Миларепа.
        В конце 50-х годов XI в. возникла школа Кадампа (Слова наставлений). Ее 
первым наставником считается Дромтонпа, основавший в 1057 г. монастырь Паден к 
северу от Лхасы. Учение этой школы прославил выдающийся проповедник Потоба 
(1027-1105), который стал использовать для проповеди учения устный рассказ с 
одновременным показом картин, этот рассказ иллюстрировавших. Основным текстом 
школы было сочинение Атиши «Светильник для пути просветления». Сторонники 
Кадампы строго соблюдали правила монашеской жизни и особо подчеркивали роль 
наставника-ламы в пропаганде и постижении учения. Только лама мог гарантировать 
верующему, что тот не собьется с правильного пути. Главным божеством школы 
Кадампа был бодхисатгва Авалокитешвара.
        Основы тибетского буддизма в недавние дни были хорошо изложены 
европейски образованным тибетцем. «Центром веры в тибетском буддизме является 
вера в переселение душ. Тибетцы верят, что когда человек умирает, то его душа 
вновь рождается в этом мире. Форма, в которой это происходит, зависит от 
прошлых деяний личности и суммы заслуг, которые она накопила в своей прошлой 
жизни. Если он (человек) был добр и следовал религии, совершал добродетельные 
поступки, молился в старости и т.п., то он может родиться в „высшем мире богов".
 Если же он вел обычный образ жизни, он снова родится в мире людей. Греховная 
жизнь может привести в ад, и он станет существом этой сферы или же животным. 
Одним из наиболее тяжких грехов является лишение жизни, всякой жизни, будь то 
(жизнь) насекомого, животного или человека. Тибетцы рассматривают все живые 
существа как создания, связанные друг с другом нитью жизни. Таким образом, 
переселение душ, или одушевленность, происходит со всей живой вселенной, в мире 
существ, наделенных чувствами, — домашней птицы, рыб, животных, всех, кто живет 
и двигается. Все умирают и рождаются вновь в соответствии со своей жизнью в 
этом мире» [Реmba Tsewang, 1957, р. 16-17]. {79}
        
       Сакья
        
        В XI в. в Тибете был популярен современник Атиши — Дрогми (992-1074), 
знаток праджняпарамиты и Хеваджра-тантры. Одним из его учеников был человек из 
знатной тибетской семьи Кхон по имени Кончок Гьялцен. В 1073 г. Кончок Гьялцен 
основал монастырь Сакья. Дрогми развивал учение лам дэ (тиб. lаm 'bras) — «путь 
и плоды деяний», ориентировавшееся на так называемые «новые тантры», т.е. 
тантры в переводах Ринчен Санпо (958-1055) и самого Атиши. Сакьяские учителя 
полагали свои знания тантрических дисциплин восходящими к бодхисаггве 
Ваджрарухе, эманации Будды Амиды.
        Владение Сакья (букв.: Бледная земля) — небольшое княжество на западе 
Центрального Тибета — выступило на большую центральноазиатскую арену в первой 
половине XIII в. и стало центром заново объединенного Тибета.
        Начиная с 1205 г. армии Чингис-хана стали атаковать северного соседа 
Тибета — тангутское государство Си Ся, а с 1211 г. — располагавшееся на 
территории Северного Китая чжурчжэньское государство Цзинь. Тибетцы не могли не 
знать о том, что в Западном крае монголам добровольно подчинились уйгуры и 
тюрки-карлуки. Монголы разгромили государство кара-китаев Западное Ляо и затем 
государство Хорезм-шаха. Знали они, конечно, и о том, что войска Чингис-хана 
дошли до Северо-Восточной Индии. Все это были близкие и дальние соседи Тибета, 
и то, что случилось там, не могло пройти мимо Тибета. Все это нужно принимать 
во внимание при объяснении причин подчинения Тибета монголам.
        Есть разные версии о первых контактах монголов с тибетцами. Первая — 
после 1207г. тибетцы сами послали послов к монголам и подчинились им [Shakabpa, 
1967, р. 61]. Вторая — Чингис-хан в 1206 г. вторгся в Амдо. Его встретила 
делегация религиозных деятелей и светской знати. Тибетцы выразили покорность 
монголам, чтобы остановить дальнейшее продвижение монгольских войск и спасти 
страну от разорения. Чингис-хан послал приглашение прибыть в его ставку главе 
школы Сакья — Сакья-пандите. Однако встреча не состоялась [Cassinelli, 1969, р. 
3].
        Согласно хронике монгольского историка Саган Сэцэна, «государь выступил 
в поход против тибетского Кюлюгэ Дорджи-хагана. Правитель Тибета послал 
навстречу государю посланника, принца по имени Илугу, во главе 300 человек с 
многочисленными верблюдами в качестве дани, чтобы выразить свою покорность. На 
широте {80} Адзину Цайдам (это посольство) встретило государя, который с 
удовольствием (принял предложение о подчинении) и сделал большие подарки хагану 
и посланнику. Когда го
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-