Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
 Цзюесыло напал на г. Лянчжоу, которым 
уже владели тан-гуты. Поход не удался. В 1042 г. тангуты разгромили старшего 
сына Цзюесыло, Сячжаня. В 1058-1065 гг. тангуто-тибетские войны возобновились. 
В 1058 г. армия Цзюесыло разгромила тангутов у г. Цинтан. Положение тибетцев 
осложнилось тем, что стали наступать китайцы. Они стремились сколотить союз 
уйгуров и тибетцев против тангутского государства Си Ся. Война кончилась тем, 
что тангуты овладели современным районом Синин-Ланьчжоу.
        В 1065 г. Цзюесыло скончался. Власть перешла к его сыну Дун-чжаню, 
который правил всеми землями вокруг оз. Кукунор и прилегающим районом к северу 
от р. Хуанхэ. По сведениям китайских источников, тибетцы жили здесь в 
деревянных домах, одевались в шубы, занимались земледелием, скотоводством и 
меновой торговлей, исповедовали буддизм.
        Вдоль верхнего течения Хуанхэ был еще ряд мелких тибетских владений. 
Они формировались вокруг монастырей, и монахи пользовались в них ощутимой 
властью. В 1070 г. тибетцы вновь помогали китайцам атаковать Си Ся. Кончилась 
же война тем, что китайцы завладели рядом крепостей в регионе и вышли в 
предгорья Наныпаня. В 1081 г., когда началась очередная война Си Ся и Сун, 
Дун-чжань вновь принял сторону китайцев. Но вскоре он скончался, и власть 
перешла к его приемному сыну Алигу, который был привезен из Хотана. Районы, 
заселенные тибетцами, все чаще подпадали под власть Китая, тем более что 
тибетские мелкие правители постоянно враждовали между собой. В 1104 г. потомок 
Цзюесыло Долобе выступил вместе с тангутами против Сун. Китайцы нанесли 
поражение союзникам, в итоге к 1117г. многие районы бывших владении Цзюесыло 
оказались под властью Китая.
        В 1131 г. большая часть китайских владений в верховьях Хуанхэ — оз. 
Кукунор была завоевана чжурчжэньским государством Цзинъ. Чжурчжэни продержались 
здесь недолго. Этим воспользовались тангуты и заняли города Синин и Лэчжоу. В 
1137г. чжур-чжэни передали тангутам города Кочжоу и Цзиши и дали согласие на 
присоединение к Си Ся уже занятого тангутами г. Лэчжоу. Так {76} основное ядро 
бывших владений Цзюесыло попало под власть Си Ся. Остатки владений Цзюесыло 
составили основу области Лин, сыгравшую в будущем большую роль в истории 
региона и всего Тибета. Тибетцы составляли одну из четырех основных групп 
населения Си Ся (тангуты, китайцы, тибетцы и уйгуры), у них были свои 
буддийские общины, тибетский язык был признанным языком буддизма в Си Ся, а в 
числе памятников письменности из Си Ся дошли до наших дней самые ранние из 
известных тибетских печатных текстов.
        В противоположном конце Тибета, на западе, в Нгари, процветал монастырь 
Тхолинг, в котором трудились знаменитые переводчики Ринчен Санпо и Легви Шэраб, 
получившие образование в Кашмире.
        Правитель Нгари передал светскую власть своему брату, а сам стал главой 
буддийской общины под именем Еше Од. В 30-х годах XI в. он пригласил в Тибет 
знаменитого в Индии буддийского проповедника Атишу, но тот не приехал. На Нгари 
напали гарлоки (тюрки-карлуки). Еше Од попал в плен, и за его выкуп карлуки 
потребовали столько золота, сколько весил сам Еше. Золото собирали по всему 
Нгари, но его было недостаточно. Еше предпочел умереть в плену, а собранное 
золото завещал потратить на повторное приглашение Атипта. На этот раз Атиша 
принял приглашение, но всего на три года, взяв с тибетцев обещание, что через 
три года его вернут в Индию живым и невредимым. В 1042 г. Атиша прибыл в 
Западный Тибет в монастырь Тхолинг. Когда Атиша возвращался и проезжал Пуран, 
его учеником стал Дромтонпа. Из-за беспорядков в Непале Атиша не сумел 
вернуться через Непал в Индию. Он остался в Центральном Тибете в монастыре 
Самье. Известно, что он посещал Лхасу и другие монастыри. В 1054 г. Атиша умер, 
так и не возвратившись на родину.
        Считается, что гонения на буддизм в Центральном Тибете продолжались 
около 70 лет. В X в. было положено начало сращению религиозной и светской 
власти и концентрации ее в отдельных районах в руках одной семьи (клана), члены 
которой были как светскими правителями данной области, так и главными духовными 
наставниками ее. Каждый такой район строил свой монастырь, воспитывал своих 
просвещенных проповедников, обучая их как в Тибете, так и в Индии. Известно, 
что Еше Гьялцен послал в Амдо учиться у наставника Гонпа Рабсела десять юношей, 
которые, пройдя курс наук, вернулись домой и восстановили в Самье полузабытую 
веру на должном уровне. {77}
        В этот период — Х-ХП вв., в период возможного отсутствия в Центральном 
Тибете бурной политической истории, формируются школы (направления, секты) 
тибетского буддизма. Старейшей была школа Ньингмапа, которая восходит к VIII в.,
 к Падмасамбхаве. Ньингмапа — школа тантрического буддизма, взявшая кое-что от 
бон, включившая бонских божеств в свой пантеон. По преданию, Падмасамбхаве 
пришлось сразиться с духом горы Ярлхашампо, который принял облик белого 
быка-яка. Белый як извергал снежные вихри, но Падмасамбхава, несмотря на 
снежную бурю, усмирил яка и даже сделал его последователем буддизма и своим 
помощником. Падмасамбхава — главное тантристское божество этой школы, у него 
может быть и свирепый облик, обычно облик тигра. Одновременно с Падмасамбхавой 
и Тугдуб — Божество совершенной мысли, также очень почитаемое последователями 
Ньингмапа. Школа учит находить путь к спасению через магические ритуалы, в 
системе упражнений хатха-йоги. Монахи Ньингмапа могут вступать в брак. С именем 
Атиши связано формирование школ Кадампа, Кагьюпа и Сакья. Атиша в поздней 
традиции был объявлен перерождением бодхисаттвы Манджушри и святым, находящимся 
под покровительством Тары — женской эманации бодхисатгвы Авалокитешвары, 
покровителя Тибета. В Тибете прославились два сочинения Атиши: «Светильник для 
пути просветления» и «Драгоценные гирлянды бодхисаттвы». Атиша подразделял 
адептов буддизма на три группы, каждая из которых в зависимости от своих личных 
качеств могла добиться разных успехов в принятии и постижении учения. Человек, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-