|
стократию (джялриг, тиб. Rgyal rigs)
и простолюдинов (ман, тиб. dmangs). Народ, в свою очередь, подразделялся на
лично свободных (бан, тиб. 'bangs) и лично несвободных (трэн, тиб. brап). Они
обрабатывали землю правителя и платили в казну поземельный налог (тэл, тиб.
khral). Каждый бан, владелец участка земли, получал красную бирку, на которой
было зафиксировано количество налога зерном, причитавшееся с него за землю. С
середины VIII в., как и в Китае, списки налогоплательщиков стали вестись на
бумаге. Помимо фиксированного поземельного налога бан облагались поборами, их
привлекали к трудовой повинности.
Трэн нередко жаловались цэнпо его подданным вместе с землей. Среди трэн
было много военнопленных, они не только работали на земле, среди них были
ремесленники, пастухи, прислуга и т.п. Социальный статус трэн в разных условиях
менялся от состояния человека закрепощенного (крепостного) до рабского.
Административный аппарат Великого Тибета реконструирован на материалах
тибетских хроник и документов. Следует отметить большую работу в этом
направлении недавно скончавшегося венгерского тибетолога Гёза Ураи.
Цэнпо носил титул тул ки лха цэнпо (тиб. 'рhrul gyi lha bstan po), что
переводят как «воплощенное божество» или «божество, наделенное магической
силой» [Richardson, 1967, р. 6-7]. Резиденция, ставка цэнпо, называлась побран
или лха сэ ки побран (тиб. Lha sras kyi pho brang) — «резиденция сына богов».
Цэнпо имел зимние {71} и летние ставки и менял свое местопребывание в течение
года. В деле управления ему помогали советники (лонпо, таб. blon ро). Они были
членами Совета, на котором решались дела государства. Управленцы-министры
делились на три группы: главный министр (лончен), великие министры (лон ченпо,
тиб. Blon chen ро) и простые министры (тал, пхра). Из числа министров известны
военный министр, министр внутренних земель, министр внешних, завоеванных земель.
В последние годы правления династии в связи с укреплением буддизма в
правительстве был министр-монах (банде ченпо). Особу государя обслуживали
придворные чины (нампхи). Суд вершил судья (пхринлон). Если верны китайские
сведения, то кабинет состоял из девяти министров и секретаря.
Описание военно-административной организации Тибетского государства
УП-Х вв. в общих чертах сохранилось в «Военном каталоге», сочинении «Катан
денга», тиб. Вка'-thang sde lnga6. По данным этого источника, территория Тибета
была разделена на четыре ру (тиб. rи). В каждом ру было по восемь округов-тысяч
(тонде, тиб. Stong sde), одному малому округу-тысяче (тон бу чун, тиб. Stong bu
chung) и по одному округу-тысяче гвардии цэнпо (ку рун-ги тонде). Ру делился на
верхнюю и нижнюю половины, верхнюю возглавлял командующий войсками (магпён, тиб.
Dmag dpоп), а нижнюю — «правитель рога» (рупён, тиб. Ru dроп). У каждого
военного и светского правителя было по заместителю.
Известно, однако, что первоначально Тибет делился на три ру — левый,
средний и правый. Поскольку левый ру был восточным, то ясно, что это деление
повторяло деление на центр, левое и правое крыло ранних кочевых государств
Центральной Азии. Цэнпо помещался в центре, лицом к югу. Судя по сохранившимся
документам, четыре ру начинают упоминаться с 733 г. Совокупно ру охватывали
территорию двух основных районов Тибета — Цзан и Уй. Ру являлись единицами
военными, административными и финансовыми. Дела ру решались на Совете. Совет
(дунма, тиб. 'dun mа) созывался два-четыре раза в год в разных районах ру.
Когда территория Тибета значительно расширилась за счет завоеваний, то
для управления завоеванными территориями были созданы генерал-губернаторства
(кхром). Во внутренних районах Тибета кхром не было. Появилось обозначение
внутренних районов страны как «центр великой страны», а завоеванных земель —
как «военные генерал-губернаторства для защиты пограничных земель». {72}
И ру и кхром подразделялись на единицы, организованные по
военно-административной десятеричной системе, — десятки, сотни, тысячи и
десятки тысяч. Основной единицей являлась тысяча (тонде). Такое деление было
связано с тем, что население, разверстанное таким образом, помимо повинностей
чисто экономических, должно было нести «повинность кровью», т.е. поставлять
воинов в армию. Военнообязанные именовались по-тибетски «свирепыми». Как и во
всех документах, касающихся центральноазиатских кочевых государств, в тибетских
документах также не содержится точных сведений о том, относилась ли тысяча к
числу членов семей, т.е. к численности всего населения, или же к числу солдат,
которых должна была выставить при мобилизации тысяча.
Тысячей управлял тысячник (тонпён, тиб. Stong dpon). В аппарате
управления тысячей был сборщик налогов (кхабсо). Низовыми руководителями
являлись полутысячник (тончун), сотник (чан), полусотник (бргъе урдже),
десятник (нгапён). Десятью тысячами командовал темник (типён). Полагают, что
основной единицей в этой системе являлась полусотня, 50 дворов, которая
именовалась цхан [Tsuguhito, 1994, р. 853].
В армии также была принята десятеричная система: солдаты делились на
боевые единицы — десятки, полусотни, сотни, тысячи и тьмы. Солдаты для ведения
боя составляли пары — один бился холодным оружием (он назывался пхон), второй
был стрелком из лука (дгон).
Внешней провинцией (кхром) управлял «командующий» (магпён), в его
администрации известны должности инспектора, правителя округа (цердже, от кит.
цыши) и советника (лон, тиб.blоп). Лон именовался и градоначальник, правитель
(комендант) города. Как показал в своих исследованиях японский ученый Такеути
Цугухито, население оккупированных тибетцами районов было часто двуязычным,
владело родным языком и тибетским, знало тибетскую грамоту, в Западном крае
«тибетский язык и письмо продолжали исп
|
|