Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
 что цэнпо не кто иной, 
как перерожденец того бешеного слона, который еще в глубокой древности поклялся 
уничтожить буддизм. Цэнпо не заплетает волосы в косу, а завязывает в узел на 
темени — значит, прячет под волосами рога [Franke, 1907, р. 54-60]. У цэнпо 
черный язык [Shakabpa, 1967, р. 82].
        Буддизм был еще очень далек от того, чтобы по-настоящему закрепиться в 
Тибете. Вести о преследовании буддистов не вызвали ни народных волнений, ни 
восстаний в армии. Буддисты решили прибегнуть к террору — убить Дарму. Дело 
было поручено монаху Лхалун Палдже Дордже. И тот удачно совершил задуманное в 
842 г. Рассказ об обстоятельствах убийства Дармы похож на чудесную историю с 
переодеваниями. Монах-убийца белую лошадь вымазал сажей так, что она стала 
черной. Он надел халат, у которого верх был черный, а внутренняя сторона — 
белой. На голову он надел черную шапку, лицо измазал маслом, смешанным с сажей. 
В рукава халата спрятал лук и стрелы. Когда он сел на черную лошадь, то был как 
зловещий черный дух. Он приехал в Лхасу, там сумел подойти к цэнпо, который в 
это время рассматривал надпись на каменном столбе, сделал рукой движение, будто 
он приветствует цэнпо, и, пустив стрелу прямо цэнпо в лоб, скрылся. Цэнпо 
схватился за стрелу, которая пробила его голову, и «тотчас умер» [Светлое 
зерцало царских родословных, 1961, с. 57]. Монах бежал, он «погрузился в реку 
по самое лицо, и то, что было покрыто сажей, стало белого цвета. Он вывернул 
наизнанку шапку, смыл с лица грязное масло, вывернул халат белой подкладкой 
наружу и надел его» [там же]. Затем бежал в Амдо, где сохранились буддийские 
общины.
        Два сына Дармы начали борьбу за власть — Нгадак Юмтэн и Нгадак Одсун. 
Юмтэн засел в Ярлуне, Одсун — в Лхасе. Их междоусобная борьба все более и более 
вела к развалу центральной власти. Внук Дармы и сын Одсуна — Дже Пэлкорцэн был 
приверженцем буддизма. Он строил храмы, поддерживал верующих буддистов, однако, 
как и его дед, был убит, но уже приверженцами бон. Внук убитого, прапраправнук 
Дармы, бежал в Западный Тибет, в Пуран. Он считается основателем династии Нгари,
 правившей в Западном Тибете. Эта ветвь позже закрепилась в Северо-Западном 
Непале, в Яцэ. Второй внук Одсуна, второй правнук Дармы, остался и позже 
закрепился в Цзан. Таким образом, обломки великой династии рассыпались по всему 
Тибету, но именно обломки, династия утратила власть над всем Тибетом.
        Развал центральной власти закономерно привел и к развалу армии. 
Командующие войсками постепенно втянулись в борьбу{69} друг с другом, местные 
военачальники и правители старой администрации оформляли подвластные им 
владения как независимые. Тибет стал быстро терять свои внешние владения, 
прежде всего в Западном крае. Китайцы, жители западной части современной Ганьсу 
и района Дуньхуана, которые ранее «принуждены были носить туфаньские одежды» 
[Бичурин, 1833, с. 215], быстро вспомнили, что они китайцы. В 851 г. добился 
независимости Дуньхуан, крупнейший центр буддизма на западе Китая. «Чжан И-чао, 
ту-фаньский предводитель в Шачжоу (т.е. бывший чиновник тибетской администрации 
в Дуньхуане, хотя и китаец по национальной принадлежности), поднес китайскому 
двору карту одиннадцати областей, как то: Гуанчжоу, Шачжоу, Ичжоу, Сунчжоу, 
Ганьчжоу и др. ...Император, когда получил донесение о сем, похвалил усердие 
жителей и оставил Чжан И-чао военным губернатором в Шачжоу» [там же, с. 
232-233]. Чжан И-чао продолжал править регионом теперь уже как представитель 
китайской танской администрации. Так началась более чем полуторавековая история 
независимости Дунъхуана, пока в 1036 г. он не попал под власть тангутов и не 
стал частью тангутского государства Си Ся. В 860 г. власть Тан признал 
командующий тибетскими войсками в Сычуани (Вэйчжоу). Другой тибетский генерал, 
названный в источниках как Шан Кунчжо, потерпел поражение от уйгуров и дансянов 
(тангутов). Тангутский правитель Тоба Хуай-гуан пленил Шан Кунчжо, казнил его и 
отослал голову Шан Кунчжо в Чанъанъ. Остатки тибетских армий за пределами 
Тибета или жили компактно, не смешиваясь с местным населением, или частью 
ассимилировались. Такой анклав тибетцев, не связанный с центральной властью, 
образовался, например, в районе г. Лянчжоу.
        Тибет как бы провалился в яму, недаром тибетская историческая традиция 
этот перерыв сведений, «провал» в памяти народа, называет тру — «провал», «яма»,
 «дыра». «С сего времени Туфань совершенно ослабела», — напишет китайский 
историк [там же, с. 233]. «Это был конец славы Тибета и королевской власти» — 
так оценит то время европейский тибетолог Рольф Штейн [Stein, 1981, р. 47].
        
       Экономика и административное устройство Великого Тибета
        
        За последние десятилетия изучение тибетских источников и документов 
позволило реконструировать социально-экономическую структуру Бод ченпо — 
Великого Тибета. {70}
        В Тибете VII-Х вв. пахотные земли делились на государственные (джешин, 
тиб. Rje zhing), земли цэнпо, которые он раздавал в качестве жалованья за 
службу (кхол-юл, тиб. Khol yul), и земли семей, возглавлявших тибетские кланы 
(си, тиб. srid). Государевы земли учитывались в особых списках, в которых 
фиксировались размеры участков, их владельцы и размеры налогов и сборов 
[Богословский, 1962, с. 72].
        В УП-Х вв. кланы (пхуну) объединяли потомков одного предка по мужской 
линии. Клановая верхушка являлась владельцем клановых (в прошлом родовых) 
земель, это были частновладельческие земли. Знатными кланами кроме 
упоминавшихся Гаров были Ньян, Бэ, Нён, Чейпон, Чогро, Судпу, Дро. Кланы, 
особенно связанные с кланом цэнпо родством, поставляли высших сановников 
государства. Это были шан (тиб. zhang, шан в китайской передаче) — «дядя по 
матери» цэнпо, шанлон (тиб. Zhang blon) — советники, лонпо (тиб. Blon po) — 
министры, куджял — придворные.
        Тибетское общество делилось на ар
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-