Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
 
единому»), так была выражена идея сотрудничества и равенства сторон. В 
тибетском тексте договора говорилось: «Великий государь Тибета, Священный 
государь чудодейственных сил, и Великий государь Китая, правитель Китая, хуанди 
(император), совещались друг с другом с целью сблизить государства, и они 
заключили великий договор и пришли к такому соглашению: Тибет и Китай остаются 
в границах тех территорий, которыми они в данный момент владеют. Все земли к 
востоку [от этой границы] — страна Великий Китай, все земли к западу [от нее] — 
соответственно страна Великий Тибет. Впредь каждая из сторон не будет 
действовать враждебно в отношении другой, начинать военные действия или 
захватывать территорию другой стороны. Если там (на территории другой стороны) 
появится какое-либо подозрительное лицо, оно должно быть задержано, его 
намерения выяснены путем допроса, а затем оно [должно быть] выслано назад.
        Ныне, когда они (государи Тибета и Китая) сблизили свои государства и 
заключили этот великий договор, если возникнет необходимость послать посольства 
дружбы, рожденные дружескими отношениями между племянником и дядей, то 
посольства снова должны отправляться старой дорогой и, согласно прежним обычаям,
 лошади должны меняться в Цанкуньйоге на границе между Тибетом и Китаем. 
Китайцы встречают послов в Цешунгчене, и далее оттуда послов снабжает Китай. 
Тибетцы встречают послов в Цен-шухуани, и оттуда далее послов снабжает Тибет. 
Они (послы и встречающие) должны оказывать друг другу уважение и воздавать 
почести по обычаю, как того требуют отношения любви и родства между дядей и 
племянником. Между двумя государствами не должно быть видно ни клубов дыма, ни 
столбов пыли, не может быть никаких внезапных подъемов войск по тревоге, и даже 
само слово „враг" не должно произноситься. Начиная от пограничных караулов, 
всюду должно быть спокойно, и у [каждой из сторон] их земля должна быть их 
землей, а их постель — их постелью. И не должно быть ни страха, ни беспокойства.
 Они будут жить в мире и наслаждаться счастьем в течение десяти тысяч лет. 
Слова возносимой хвалы должны быть слышны повсюду и достичь солнца и луны. {64}
        [Мы], положив начало великому времени, когда Тибет будет счастлив на 
земле Тибета, а Китай будет счастлив на земле Китая, для того чтобы это 
клятвенное соглашение никогда не было нарушено, призвали в свидетели три 
сокровища [буддийской веры], все божества, солнце и луну, планеты и звезды. 
Слова клятвы произнесены, животные принесены в жертву, клятвенная присяга 
совершена, и договор вступил в силу. Если же стороны не будут действовать в 
соответствии с этим договором или если они нарушат его и кто-то, будь то Тибет 
или Китай, первым совершит проступок, наносящий ему ущерб, любые военные 
действия или вероломные нападения, предпринятые [другой стороной] в качестве 
ответных мер, не будут рассматриваться как нарушение договора» [Richardson, 
1952, р. 71-72].
        Договоры были заверены печатями китайского императора и тибетского 
цэнпо, подписаны министрами и положены в государственные архивы Китая и Тибета. 
Текст договора также был выставлен для всеобщего обозрения в г. Дасячуане, 
ставке тибетского командующего пограничными войсками, местному населению на 
границе Китая и Тибета было дано указание «охранять свои пределы и не нападать 
на земли дружественной державы» [Бичурин, 1833, с. 221].
        Договор подтвердил границы по прежнему соглашению в Цин-шуй 783 г. и, 
безусловно, был выгоден для Тибета. Все исследователи полагают, что это был 
равноправный договор, если не считать неравенства в «родственных отношениях» 
государей: китайский император считался дядей, а тибетский цэнпо — племянником.
        Мир продержался двадцать лет вместо заявленных «десяти тысяч». Он 
завершил цикл войн Великого Тибета и танского Китая, среди которых можно 
выделить четыре:
        1. 638-641 гг. Война длилась четыре года и условно может быть названа 
войной тибетцев за китайскую принцессу.
        2. 670-730 гг. 60-летняя война.
        3. 737-783 гг. 46-летняя война.
        4. 786-822 гг. 36-летняя война.
        Примерно за 200 лет контактов китайской династии Тан и вышедшего на 
арену мировой истории Тибета между этими двумя государствами 145 лет было 
состояние войны. Договор 822 г. стал вершиной могущества Тибета на всем 
протяжении его истории; как писал китайский сановник Ню Сэн-жу, это была пора, 
когда Туфань-Тибет «и в длину и в поперечнике содержал по десять тысяч ли» [там 
же, с. 224]. {65}
        
       Последние цэнпо Великого Тибета
        
        У Тисон Дэцэна было несколько сыновей. Старший из них — Мути-цэнпо умер 
молодым. Власть наследовал другой сын, Муне-цэнпо (797-798). Его короткое 
правление отмечено попыткой осуществить утопическую идею имущественного 
равенства подданных. Идея всеобщего равенства родилась в последние годы VIII в. 
и на тибетской земле. Война разоряла как побежденных, так и победителей. 
Десятки тысяч тибетских крестьян, вместо того чтобы пахать землю и пасти скот, 
воевали на окраинах Тибета. Они доставляли богатую добычу цэнпо, его 
правительству, генералам, оставляли кое-что себе. Солдат служил далеко от 
родных мест. Его семья разорялась, в то время как знать, крупные землевладельцы 
богатели. Этого не могли не видеть и представители правящего класса. Те, кто 
исповедовал новую веру — буддизм, не могли не понимать, что жизнь одних в 
роскоши, а других в нищете не согласуется с буддийской проповедью, обязывающей 
монаха носить рясу в заплатах и питаться подаяниями верующих. И миряне-буддисты,
 даже если они верили, что их нынешняя земная жизнь обусловлена кармой, должны 
были думать о спасении от страданий, а не о накоплении богатств.
        Муне-цэнпо, придя к власти, сказал: «Между моими подданными, между 
людьми не должно быть разделения на богатых и бедных» [Светлое зерцало царских 
родословных, 1961, с. 45] — и издал указ о введении уравнительного 
землепользования. Через какое-то время он поинтересовался ходом реформ и 
получил отв
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-