Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
и победил его. Затем Хэшан был отправлен обратно в свою страну, а его 
книги запрещены, так говорят. Система Камалашилы и система Хэшана 
соответственно именовались Цэнминпа и Тонминпа» [Demieville, 1962, р. 192,195]5.

        Огромные внутренние преобразования и военные победы Тисон Дэцэна были 
оценены современниками, и еще при жизни деяния цэнпо были увековечены в камне. 
В стеле у моста Чонджай, сохранившейся до наших дней, записано: «Цэнпо Тисон 
Дэцэн! Благодаря успехам вашего отца и деда наша страна стала могущественной, а 
наша религия укрепилась. Я составил эту надпись, чтобы напомнить о ваших 
великих деяниях. Вы сделали все то, что ваши отец и дед желали сделать на благо 
мира и благосостояния нашей страны{61}  и для умножения наших мест поклонения. 
Я написал подробный отчет о ваших блестящих делах и о расширении государства. 
Этот отчет сейчас хранится в вашем архиве. Цэнпо Тисон Дэцэн! Вы отличаетесь от 
соседних правителей. Ваша великая слава и власть известны от Раши на западе и 
до Лонгшана на востоке, а также на севере и на юге. Мы — счастливый народ, 
благодаря вашему состраданию свободно исповедующий свою религию. Вы великодушны 
и добры не только к вашим подданным, но и ко всем живым существам. Именно 
поэтому люди называют вас Великий Божественный Повелитель, Просвещенный и 
Удивительный» [Shakabpa, 1967, р. 45-46].
        С именами Сонцэн Гампо и Тисон Дэцэна связан период раннего 
распространения буддизма, который выделяют историки буддизма в Тибете.
        
       Завершение войн Китая с Тибетом
        
        После смерти Тисон Дэцэна, кажется, во внешних войнах Тибета с соседями 
наступил некоторый перерыв. Он был связан с внутренними делами страны. К этому 
времени стал ослабевать союз Тибета с Наньчжао. Правители Наньчжао тяготились 
зависимостью от Тибета, и в 794 г. правитель Наньчжао отказался от вассальных 
отношений с Тибетом и признал себя вассалом Китая. Наньчжао развязал успешную 
для него войну с Тибетом, приведшую к смерти Тисон Дэцэна.
        На северо-западных границах Китая тибетцы в 808 г. были атакованы 
уйгурами, захватившими г. Лянчжоу. Это положило начало новым тибетско-уйгурским 
столкновениям. В 813 г. тибетцы построили мост через р. Хуанхэ в Улане, 
примерно в 90 км вниз по течению от современного г. Ланьчжоу, и начали 
совершать регулярные вторжения на территорию Ордоса. Эти походы были направлены 
и против уйгуров, и против китайцев. Есть сведения о том, что в 816 г. 
тибетская конница пересекла пустыню Гоби и вышла к столице Уйгурского каганата 
г. Ордубалык. В свою очередь, уйгуры довольно успешно теснили тибетцев на 
западе. Но начавшиеся войны с киргизами не позволили уйгурам развить свой успех 
в этом регионе, а затем привели и к гибели Уйгурского каганата (840 г.).
        В годы царствования цэнпо Тидэ Сонцэна (798-815) военная активность 
тибетцев на границах с Тан стала ослабевать, тибетцы лишь стараются закрепить 
успех. Именно в конце VIII — начале IX в. в тибетских документах появляется 
термин Бод ченпо{62}  — «Великий Тибет». Военные действия с Китаем — походы в 
Ордос, осада и взятие г. Шачжоу в 819 г. — перемежаются попытками заключить 
мирный договор. Танский Китай в принципе тоже был склонен к заключению договора,
 так как и ему приходилось воевать не только с тибетцами, но и с уйгурами. В 
821 г. китайцам удалось склонить к миру уйгуров, уйгурский каган получил в жены 
китайскую принцессу. После того как уйгуры и Китай заключили мир, тибетские 
власти тоже стали склоняться к миру. В мире нуждался и Китай. Поэтому китайские 
власти ответили согласием на ведение мирных переговоров. Их посланники, 
выехавшие в Тибет, проезжая через территории, ранее контролировавшиеся Тан, к 
своему удивлению нашли их не опустошенными и разоренными, а процветающими. 
«Земли в Ланьчжоу покрыты были сарацинским пшеном и обширными садами с 
персиками, грушами» [Бичурин, 1833, с. 218].
        Это означало, что тибетцы вполне справлялись с управлением хозяйством в 
этих районах. О войне напоминали могильные курганы, подле них были выстроены 
«домики, на которых написаны белые тигры по красному полю. Это могилы 
знаменитых туфаньцев, отличившихся подвигами на войне. Они при жизни одевались 
кожами тигров, по смерти употребляют изображения сих зверей в знак мужества, 
Соумершие погребены подле их могил» [там же, с. 219]. Китайские послы Ло 
Юань-дин и Ноло были приняты в походной ставке цэнпо: «Стойбище было обнесено 
полисадом. На пространстве каждых десяти шагов воткнуты до ста кольев. Внутри 
поставлены большие ставки. Ворот трое в ста шагах одни от других. Воины в латах 
охраняли сии ворота. Жрецы с птичьими перьями на голове и тигровым поясом били 
в литавры. Каждого при входе во внутренний двор обыскивали и потом отпускали. 
Внутри ограды стоял возвышенный терем, обнесенный дорогими перилами, на котором 
кяньбу сидел в своей ставке. При нем стояли тигры, леопарды и другие звери, 
вылитые из чистого золота. Он одет был в темное камлотовое платье, при бедре 
висел меч резной работы из золота» [там же, с. 220].
        Тибетцы предлагали мир на следующих условиях: «Тибет и Хань — два 
государства, каждое из которых оберегает свои границы и управляет пограничными 
территориями, ни та ни другая сторона не допускают вторжений армий, карательных 
экспедиций и грабительских набегов друг на друга» [Сицзан цзяньши, 1993, с. 64].
 
        821-822 годы ушли на заключение договора. В ноябре 821 г. китайская 
делегация была в Лхасе. Официальные церемонии подписания {63} договора 
состоялись в 821 г. в западном предместье Чанъани и в 822 г. в восточном 
предместье Лхасы. Китайский император был признан дядей по матери (цзю), 
тибетский цэнпо — племянником (сыном сестры — шэн). Оба суверена именовались 
по-китайски «государями» (чжу), они обсуждали дела и решали, как сблизить свои 
государства (шэ цзи жу и, «алтари земли и злаков [т.е. государства] уподобит
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-