Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Тибета :: Е.И. КЫЧАНОВ, Б.И. МЕЛЬНИЧЕНКО - ИСТОРИЯ ТИБЕТА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАШИХ ДНЕЙ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-
 
жен поклониться первым. Словно прочитав его мысли, 
Падмасамбхава спел песню о своей магической силе. Тисон Дэцэн понял свое 
заблуждение, первый приветствовал гуру и просил простить ему его прегрешения. 
Гуру простил и повелел соорудить пять ступ.
        Тантрист Падмасамбхава сумел подчинить бонских духов, включив многих из 
них в буддийский пантеон.
        Магия и тантризм более подошли тибетцам. Поддержать Падмасамбхаву в 
Тибет вернулся и Шантиракшита. За 12 лет в двух днях пути от Лхасы был построен 
монастырь Самье (уезд Чанан, где находится монастырь Самье, в 137 км от Лхасы, 
и сейчас область с развитым земледелием и скотоводством). Самье был сооружен по 
образцу монастыря Одантапури, который представлял собой модель вселенной. В 
Самье поселились первые монахи-тибетцы, их было семеро, все они получили 
наставления в вере от Шантирак-шиты. Была открыта школа по изучению санскрита, 
и началась переводческая деятельность. Открытие храма сопровождалось большим 
празднеством, на котором сам цэнпо спел песню, в которой воспел красоту храма:
        
        Золото, серебро, медь, свинец и железо —
        Пять металлов, добытых в этой стране горных разработок,
        Горчица, ячмень, горох, бобы и пшеница —
        Пять плодов, которые привыкли здесь есть.
        Здесь климат не жаркий и не холодный,
        В этой стране, цэнпо которой я являюсь,
        Великим трудом я собрал эти сокровища,
        И я счастлив, что могу без меры тратить время {59}
        На распространение учения Будды, учения,
        Собранного по крупицам из страны Индия.
        В царствование Лхатотори Нъецэн
        Впервые пришло это сокровенное учение,
        Переведенное на наш язык во времена Сонцэн Гампо.
        Молитвенные флаги этого храма так прекрасны,
        Что даже солнце выражает недовольство,
        Что его яркость не столь сияет.
        А птицы протестуют, что они не могут летать так высоко,
        Как вздымаются ввысь флаги на храме!
        Ведь этот храм сам по себе из нашей священной земли.
        [Shakabpa, 1967, р. 38-39].
        
        Подобные же песни спели его сыновья, придворные и монахи. Цэнпо повелел 
переводить на тибетский язык буддийский канон. Была основана большая община 
монахов. В 779 г. в Самье открыли школу для изучения санскрита.
        Одновременно с приглашенными из Индии учителями в Тибете трудились и 
китайские буддисты. В 781 г. два китайских буддийских проповедника были 
приглашены в Тибет. В этом же, 781 г. указом цэнпо буддизм был объявлен 
государственной религией Тибета. Текст указа был вырезан на камне, и стела с 
текстом установлена в монастыре Самье. Две жены цэнпо и триста других лиц были 
обращены в новую веру. Они получили социальные привилегии и обещание постоянных 
пожертвований. Начались преследования наиболее рьяных приверженцев бон, 
противников буддизма. Книги бон заточали в пещеры, часть сожгли, а часть — 
утопили.
        Функционирование монастыря-храма Самье, объявление буддизма 
государственной религией активизировали деятельность буддийских проповедников, 
выходцев как из Индии, так и из Китая. Известно также, что кроме них в Тибете 
действовали буддисты— выходцы из Хотана и государства Наньчжао. Китайский 
буддизм был представлен прежде всего школой Чань. Эта школа проповедовала путь 
к спасению через внезапное озарение, а буддисты из Индии предлагали постепенный 
путь к спасению, в котором совершение добрых дел ради собственного спасения 
играло первенствующую роль. Соперничество было велико, и было решено провести 
диспут, который и состоялся в 792-794 гг. Диспут происходил как в ставке цэнпо, 
так и в монастыре Самье. По преданию, буддистов, выходцев из Индии, представлял 
Камалашила, китайских буддистов — Хэшан (хэшан букв, «монах», т.е. не имя 
собственное). «Светлое зерцало царских родословных» приводит пример {60} того, 
как могли ставиться вопросы и даваться ответы соперниками. Камалашила «прибыл к 
реке Паричу, что в местности Самье, а Хэшан сказал, что встретит пандита, и 
уехал к берегу той реки. Хэшан туда приехал. Камалашила увидел его и подумал: 
„Если этот Хэшан умный, то я истинно одержу победу. Если он дурак, то мне не 
победить". Для того чтобы выявить знания Хэшана, он придумал вопрос: „В чем 
состоит причина скитаний человеческих душ в этом тройном круговороте бытия?" 
Чтобы выразить вопрос, Камалашила три раза описал окружность рукой над своей 
головой. Хэшан увидел это и подумал: „Причина скитаний в двух крайностях!" Для 
того чтобы ответить, он взял полу своего халата и дважды опустил ее. Камалашила 
подумал: „Этот Хэшан умный, я одержу победу"» [Светлое зерцало царских 
родословных, 1961, с. 43-44].
        Индийские буддисты действительно одержали победу, буддизм тантристского 
толка больше подходил к условиям Тибета. Нельзя исключать и политический фактор 
— Китай и Тибет уже много лет постоянно воевали между собой. Диспут завершился 
трагически. Хэшана и его сторонников забили камнями. Китайские буддисты в 
отместку убили Камалашилу [Вuston, 1931-1932, р. 192, 195]. При дворе было 
немало людей, неприязненно относившихся к Китаю, они поддерживали буддистов из 
Индии, и сам цэнпо был настроен в пользу выходцев из Индии. По сообщению 
«Красных анналов», главы диспутов не пострадали: «Затем прибыл Камалашила, и 
король сидел между [двумя спорящими]. Камалашила начал выставлять доводы против 
Хэшана
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 159
 <<-