|
омещены в
специально выстроенном для них храме Тилнан (на берегу озера, будущий храм
Джокан), а также в храме Рамоче. По традиционному толкованию тибетских
историков, Сонцэн Гампо «укротил» Тибет, цивилизовал его жителей, ввел буддизм
и создал государство с центром в Лхасе. По оценкам позднейших историков веры,
самой великой его заслугой было введение буддизма.
Но, разумеется, успехи буддизма в Тибете в годы правления Сонцэн Гампо
были еще весьма скромными. Старые аутентичные источники, например Дуньхуанские
хроники, составленные не позднее IХ-Х вв., вообще не сообщают о каких-либо
действиях цэнпо, связанных с введением буддизма. Китайский паломник Хуй Чжао,
посетивший Тибет в 729 г., утверждал, что «никаких храмов в Тибете не было», а
правители и народ равнодушно относились к буддизму [Stein, 1981, р. 35].
Отечественный историк Тибета В.А. Богословский писал: «При Сонгцэн
Гампо и длительное время после него буддизм был чужд тибетскому народу»
[Богословский, 1962, с. 40]. По заключению Э. Хаара, «буддизм не играл никакой
роли ни в подъеме Тибетского королевства, ни в превращении его в империю», в
итоге он стал лишь «бедствием, разрушившим династию» [Нааrt, 1969, р. 12].
В процессе формирования Тибетского государства государственной религией
настолько, насколько она могла исполнять эту функцию, становится религия бон —
комплекс верований шаманского {42} толка, уходящих своими корнями в
первобытно-общинный строй. Тибетский исследователь Норбу Намкай полагает, что
термин «бон» «обязан своим происхождением практике древних бон-ских жрецов. Все
люди, которые выполняли различные обряды и практиковали магические действия до
введения буддизма в Тибете, были известны как бонпо, а их практика — как бон»
[Norbu Namhai, 1984, р. 14]. Э. Хаар настаивает на том, что «с момента
основания династии религия бон появляется как государственная религия» [Haart,
1969, р. 318].
Роль бон в жизни Тибетского государства была сходной с той, которую
шаманы и шаманские верования играли в государствах древних тюркских народов, в
государстве чжурчжэней, у монголов в эпоху Чингис-хана и т.д. Религиозный
статус цэнпо был основан на бонской традиции, бонские священнослужители
участвовали в официальных государственных жертвоприношениях и церемониях. Цэнпо
ежегодно совершал клятвенное жертвоприношение (малое), когда в жертву приносили
баранов, собак и обезьян. И раз в три года совершалось большое жертвоприношение.
Оно осуществлялось ночью, и в жертву приносили людей, лошадей, рогатый скот и
ослов. Приносимым в жертву ломали ноги, вспарывали животы, из них доставали
внутренности, которые раскладывали отдельно. Бонский священнослужитель
произносил: «Да будет так же с клятвопреступниками, что и со скотами» [Бичурин,
1833, с. 66].
В современной науке бытуют версии индо-буддийского и иран-ско-западного,
юэчжийского происхождения бон [Бураев, 1998, с. 31-57]. В верования тибетцев
западная струя пришла задолго до воцарения Сонцэн Гампо. Как сообщают источники,
при восьми первых правителях династии Ярлун появились «бонпо-могилыцики»,
знавшие обряды погребения убитых мечом (кинжалом); они пришли из Кашмира,
Гилгита и Шаншуна. Второй импульс верований с запада связан с многочисленными
легендами о Шэнрабе, родившемся в местности Олмо-рунрин (Олмо-ру) страны Шаншун.
Это место помещается некоторыми источниками
Перед снежной горой Тисе (Кайлас),
Рядом с бирюзовым озером Манханг (Манасаровар),
или в стране Тазиг, отождествляемой с Ираном. Жизнеописание Шэнраба
имеет много общего с таковым Будды Шакьямуни, Падма-самбхавы, Заратуштры. Это
жизнеописание — позднее бонское творение, само понятие «Тазиг» не могло
появиться в тибетском языке ранее VIII в. [там же, с. 49-50]. {43}
Самтен Кармай, современный тибетский ученый, бонский лама и знаток бон,
отмечает, что название места Олмо-ру могло появиться только в X в. [Каrmat
Samten, 1975, р. 174].
По преданию, появление Шэнраба в Тибете приветствовали божества Лха и
Дре и принесли ему жертвы. Обитая в складках горных пород на склонах снежных
гор, они смотрели в лицо Учителя, что служило знаком уважения с их стороны.
Шэнраб, в свою очередь, повелел бонпо заклинать Лха и приносить жертвы Дре
[Haart, 1969, р. 320]. Приход Шэнраба датируют легендарным временем Пуде
Гунгьяла. Таким образом, по преданию получается, что до воцарения Сонцэн Гампо
бон уже прошла три стадии: старая бон, бон могильщиков и бон Шэнраба (иногда ее
еще именуют «свастика бон»). В 645 г. Шаншун был завоеван Сонцэн Гампо.
Комплекс преданий и верований бон идеологически и ритуально обслуживал
династию, обеспечивал харизматическую легитим-ность ее правителей. Существовали
школы бонпо. Известно, что Сонцэн Гампо пригласил ко двору некоего Лхадема,
создавшего школу, в которой обучали мастерству изгнания демонов. На бон
опиралась не только центральная власть, но и клановая знать, у кланов имелись
свои божества и свои комплексы верований бонского толка.
Бонский Тибет был окружен буддийскими странами: Непал и государства
Северной и Северо-Западной Индии, города-государства Западного края (Си юй,
совр. Синьцзян), Китай. Можно думать, что буддизм в той или иной форме проник в
Тибет уже в конце VI в. Сонцэн Гампо проявлял к буддизму известный интерес, о
котором говорилось ранее. Буддизм «уцепился» за двор тибетских цэнпо, за
династию. С момента рождения Тибетского государства среди его правящей верхушки
со все большим ожесточением стала разворачиваться борьба сторонников бон и
сторонников буддизма. Несмотря на то что бон до середины IX в., до гибели
династии, оставался главным верованием страны, борьба сторонников бон и
буддизма превратилась в основное противоречие в правящем клане и г
|
|