|
о-восток,
на подчинение и включение в состав Тибетского государства родственных тибетцам
тибето-бирманских по языку народов. Центральная власть привела в покорность
тибетцев-кочевников докпа, предков нынешних голоков, обитающих в верховьях р.
Хуанхэ и к югу от этого региона, в современной Западной Сычуани; панака,
живущих у оз. Кукунор и в восточной части Цайдама; хорпа, обитающих к северу от
хребта Ньэнчентанглха. С первой половины VII в. началась ассимиляция тибетцами
цянов сумпа, аша и других племен Северо-Восточного Тибета.
В современной Северо-Западной Сычуани, в районе Сунпань, расселялись
дансяны, предки будущих тангутов государства Си Ся. Часть их еще с конца VI в.
была в контакте с властями китайской династии Суй. Позднее, при династии Тан,
их отдельные правители признавали свою зависимость от Тан или от сяньбийского
государства Тугухунь (основано в 313 г.), которое в пору расцвета занимало юг
современной пров. Ганьсу, северо-западные районы современной Сычуани-и
большинство областей современной Цинхай. На западе владения Тугухунь достигали
пределов пров. Синьцзян, на севере — гор Циляньшань и района Хэси. Тугухунь
стал первым внешнеполитическим соперником Тибетского государства до его
контактов с Китаем и тюрками. В 634 г. тибетцы впервые атаковали дансянов,
часть которых была зависима от Тугухунь. В момент возвышения Тибета могущество
Тугухунь было уже на излете. Еще в 608 г. тугухуни потерпели сильное поражение
от тюрков, а затем их ослабили войны с Китаем. После смены в Китае власти
династии Суй на власть династии Тан (618 г.) тугухуни стали еще большим {37}
препятствием для продвижения китайских войск по Ганьсуйскому коридору в
Западный край. В 627 г. в Тугухунь прибыло китайское посольство с целью
предостеречь Тугухунь от нападений на пограничные области Тан. Тугухуньский
каган Фу Юнь был приглашен к танскому двору. Фу Юнь не доверял китайцам,
поехать в Чанъань он отказался и выдвинул встречную просьбу: заключить мир и
дать в жены его сыну танскую принцессу, т.е. заключить договор хэ цинъ — «о
мире и родстве», хорошо известный в практике международных связей Китая с
внешним миром со II в. до н.э., во времена сношений Хань с сюнну.
Как раз в это время в 634 г. к танскому двору прибыло первое тибетское
посольство. За ним последовало ответное китайское посольство в Лхасу во главе с
Фэн Дэ-цзя. Танский двор мог рассчитывать на использование тибетцев против
Тугухунь. Это позволило тибетцам, уже достаточно осведомленным о состоянии дел
танско-го Китая с Тугухунь и тюрками, также просить у танского двора в жены
Сонцэн Гампо принцессу. По сведениям «Красных анналов», «король, когда ему
исполнилось 16, послал своих министров просить в жены Тицун, дочь короля Непала.
.. Это было начало карми-ческой связи, благодаря которой буддийское учение
появилось в Тибете. Когда ему исполнилось 18, он послал своего министра Тара и
прочих с сотней всадников привезти ему в жены Лхачиг уншин Конджо, дочь
китайского короля Сенге-цэнпо. Когда они достигли места Зимшин, они поднесли
дары, посланные королем, и объяснили причины, по которым Лхачиг должна быть
отдана в жены королю. Китайский император не хотел отдавать дочь. Тогда король
сказал: „Я пошлю армию в пятьсот тысяч человек... убью тебя, силой возьму
принцессу и покорю целую страну"» [Тucci, 1976, р. 146-147]. В 637г. танский
двор принял решение заключить договор хэ цинъ с тугухунями и тюрками. Китайская
принцесса Хун-хуа была отправлена в Тугухунь, а принцесса Хэ-нян — в жены
тюркскому кагану. Однако тибетцам отказали. Можно думать, что отказ был
обусловлен не столько тем, что тибетцы воспринимались как менее сильный и
значительный противник в делах с западными и юго-западными соседями Китая, а
тем, что принцессу отдавали замуж по договору «о мире и родстве». А предмета
для заключения такого договора между танским Китаем и Тибетом не было: между
двумя государствами отсутствовало состояние войны, после которого заключался
мир (хэ). Мир венчал брак (цинъ). Не было состояния войны — не было и
переговоров о заключении мира. Не имело место заключение мира — отсутствовало и
важнейшее условие для {38} получения иноземным правителем в жены принцессы из
китайского правящего дома.
Отказ послужил причиной начала войны. 12 сентября 638 г. тибетские
войска вторглись в населенный дансянами округ Сунчжоу (совр. г. Сунпань, пров.
Сычуань). Военный демарш был подкреплен дипломатическим. Прибывший в Чанъань
тибетский посол от имени своего господина без обиняков заявил: «Если Великое
государство не даст мне в жены принцессу, то я буду вынужден вторгаться в его
пределы и разорять его земли!» [Цзю Тан шу, с. 1629].
Условия заключения мира хэ цинъ к этому времени были выполнены. Стороны
обменялись военными экспедициями. Ни та ни другая не добились военного перевеса,
и следовало заключить мир. 12 декабря 640 г. в Чанъань прибыл тибетский
сановник Гар с пятью тысячами лянов золота и несколькими сотнями драгоценных
вещей. Соглашение было достигнуто. 2 марта 641 г. китайская принцесса Вэньчэн и
сановник Гар отбыли из Чанъани в Лхасу.
К сожалению, мало известно о политической ситуации внутри Тибета во
второй половине 30-х — начале 40-х годов VII в. В окружении цэнпо находились
влиятельные сановники, представители сильных и, очевидно, на каких-то этапах
союзных ему кланов. Хорошо известна семья Гар, представитель которой Тонцэн
Юлсун только что упоминался как посол Тибета в Китай. Тонцэн Юлсун и китайская
принцесса не спешили в Лхасу, где, кажется, происходили важные события. По
разным сведениям, путь от Чанъани до Лхасы занял не то два, не то три года. За
это время Вэньчэн родила от Тонцэн Юлсуна ребенка, который умер около Цзонги,
близ современного Гартока. Ребенка сочли демоном и похоронили под черным
чортенем, который стоит и поныне [Маrion, 1964, р. 251]. Возможно, принцесса
Вэньчэн не была женой Сонцэн Гампо еще более долгий срок, до шести лет.
Известна точная дата смерти Сонцэн Гампо — 649 год. Дуньхуан-ские
хр
|
|