|
on),
— канцлера-администратора (гогэл, или гогэл чоппа),
— инспектора-надзирателя (чанченпо, тиб. Spyang chen ро),
— министра внешних (иностранных) дел (чилон, тиб. Phui blоп),
— министра по налогам и доходам (нгэнпён, тиб. Mngan blon),
— военного министра — главнокомандующего войсками (мачоги лон, тиб.
Dmag go chog gi blon),
— секретаря (каритинлон, тиб. Bkari phrin blon),
— министра наказаний (юстиции) (шэлчепа ченпо, тиб. Zhal ce pa chen ро).
Министры и приближенные лица образовывали Государственный совет,
состоявший из советников (тогпа), которые подразделялись на советников,
участвовавших в решении внутренних дел, внешних дел и просто советников [Wang,
Chen, 1996, с. 82-85].
В составе местной администрации в текстах упоминаются: управляющий
земледелием, управляющий орошением земель, налоговый инспектор, надзиратель за
пастбищами, ответственный за оборону региона, комендант города (крепости),
снабженец армии, начальник гарнизона, переводчик и т.д. [ibid., р. 86-89].
Бьша разработана система уголовных наказаний. За преступления против
личности были определены композиции (откуп). Откуп за убийство составлял от 15
до 1000 лан золота в зависимости от социального положения как убитого, так и
убийцы. На низком уровне откуп производился скотом.
Штраф золотом брался за прелюбодеяние, если неверную жену или неверного
мужа заставали на месте преступления. За причинение ранения также бьша
установлена композиция в зависимости от тяжести ранения и того, чем это ранение
причинено (ножом, мечом, камнем, палкой и т.п.), и социального статуса лица,
причинившего ранение, и того лица, которому ранение было причинено [Сицзан
гудай фадянь сяньпянь, 1994, с. 77].
В судопроизводстве и установлении виновности большое место отводилось
ордалиям — вытаскиванию белого (невиновен) или черного (виновен) камня из
мутной воды, молока, кипящего молока или кипящего масла. По преданию, первые
тибетские законы были заимствованы от тюрков и уйгуров [Stein, 1981, р. 31].
{35}
Функционирование органов государственной власти было связано с
делопроизводством, а оно требовало создания письма. Создание и введение в
употребление письма наряду с социально-административными преобразованиями в
обществе, может быть, являются наиболее знаковыми событиями перехода общества к
состоянию государственности. Дуньхуанские хроники сообщают: «Прежде в Тибете
никогда не было письма. Но оно было изобретено в царствование этого цэнпо, и с
тех пор со времен цэнпо Тхисонгцэна (Сонцэн Гампо) появились все блестящие
тексты об обычаях тибетцев, науках и великих законах, иерархии министров,
власти над старшими и младшими, наградах за добрые дела и наказаниях за дурные
дела и злоупотребления, переписи коней для пастбищ и упряжек для полей,
уравнивании в праве использования вод, взимании податей фиксированными
объемами» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 161].
Согласно «Голубым анналам», в 632 г. в Кашмир был отправлен Тонми
Самбхота, который и создал тибетское письмо на основе письма нагари.
В «Красных анналах» сообщается: «Тонми был послан в Индию. Он учился в
школе брахманов... и у пандита Лхариг Сенге письму, грамматике, а также гимнам.
Когда он вернулся в Тибет, он переработал пятьдесят букв индийского алфавита в
тридцать тибетских и представил это письмо королю, а также научил его министров.
...Он написал много книг, таких, как сутра по грамматике» [Тucci, 1976, р.
145-146].
В другом источнике говорится: «Был министр в Ньял, звавшийся Самбхота,
сын Тонми Ану... ему король сделал подарки и приказал идти в Индию и изучать
письмо. ...Он изучил 364 вида письма... грамматику Панини:
Все, что мы сказали министру Тонми,
Он запомнил,
Он отправился в Индию
И встретил вас, пандита.
Он вернулся в Тибет. Король и министр заточили себя на три года во
дворце Мару, и король предпринял усилия для изучения письма и грамматики. ...Он
зафиксировал тибетский алфавит в четырех гласных и тридцати согласных» [Аhmad,
1995, р. 18-19].
Таким образом, сам Сонцэн Гампо участвовал в создании письма. Вместе с
Тонми Самбхота он заперся в замке Мару, и там они изобрели письмо и написали
грамматику тибетского языка. Эта{36} версия скорее отражает признательность
цэнпо за заботу о создании письма, чем его реальное участие в этом непростом
деле. Более того, считается, что попытки создания письма предпринимались и
ранее. По заключению Ю.Н. Рериха, «письмо, выработанное Тонми Самбхотой и его
школой, не было единственным письмом, созданным в Тибете. Тибет знал несколько
других писем, не получивших, однако, распространения. Традиция сохранила
названия пяти таких систем письма, ставших известными по именам изобретателей»
[Рерих, 19586, с. 109].
Одновременно с проведением важнейших преобразований, связанных с
формированием тибетской государственности, происходило расширение пределов
Тибетского государства и укрепление внешнеполитического могущества Тибета.
Завоевательная активность Сонцэн Гампо была направлена на север, на подчинение
тибетских кочевых и полукочевых племен, и на юго-восток, восток и севе
|
|