|
отнести
к концу V — VI в. Такая датировка их правления может быть сопоставлена и с
китайскими известиями о правителях цянов сяньбийского происхождения — Фаньни и
его потомках.
Ярлунская династия (или позже, до середины XI в., династия Ту-бо)
сыграла решающую роль в формировании ядра тибетской народности. Возможно, уходя
корнями в развитый неолит, она развилась в эпоху металла — бронзы и железа. Это
была земледельческая цивилизация с развитым скотоводческим хозяйством. Многие
правители династии сохранились в поздней письменной традиции как культурные
герои, ко времени правления которых отнесены те или иные достижения тибетской
цивилизации.
Выжигание древесного угля, плавка медной, железной и серебряной руды,
внедрение плуга и ярма для вспашки полей парой {32} быков, создание системы
орошения полей, измерение площадей пахотной земли размером участка, вспаханного
парой быков, учет скота по количеству шкур (кож), культивирование пастбищ,
строительство замков-крепостей — все это было достигнуто к концу VI в. Были
расширены пределы территории, управляемой династией, население было поделено на
две группы по способу хозяйствования: земледельцев и жителей городов (тонде,
тиб. Grong sde) и скотоводов-полукочевников и кочевников (догде, тиб. Brog sde).
Великий Тибет. Правление Сонцэн Гампо
В VII в. Тибетское государство вышло на мировую арену, всего за
несколько десятилетий став одной из решающих сил в Центральной Азии. Завершался
процесс консолидации тибетских племен. Тибетское нагорье было в основном
освоено. Развивались и укреплялись, взаимно дополняя друг друга, две основные
отрасли хозяйства Тибета — земледелие и скотоводство. Районы Конпо, Ньянгпо и
Дагпо, в которых выкристаллизовалась тибетская цивилизация в ее ранних формах,
были особенно удобны для земледелия. В долинах раскинулись поля, в горах
зеленели альпийские луга и шумели девственные леса. С глубокой древности
земледелие поддерживалось водами тающих снегов, потоками, стекающими с ледников.
Чтобы сильные весенние ветры не сдували плодородный слой почвы, тибетские
крестьяне с осени поливали поля и тем самым как бы «цементировали» землю. В
Конпо, Ньянгпо и Дагпо в лесных районах издревле разводили большие стада свиней.
У тибетских божеств дома и очага была голова свиньи. Главный злак Тибета —
ячмень происходил из этих же районов Юго-Восточного Тибета.
Борьбу за объединение Тибета начал еще дед Сонцэн Гампо — Тагри Ньенсиг
и продолжал его отец — Намри Сонцэн (570-620). К 607 г. Намри Сонцэн покорил
тибетцев, живших по южному берегу р. Цанпо. По преданию, численность его армии
достигала ста тысяч человек и он совершал походы на север, до владений тюрок, и
на юг, до пределов Центральной Индии.
К 613 г., вероятному году рождения Сонцэн Гампо (есть и другая дата —
617 г.), пределы Тибетского государства на севере достигли хребта
Ньэнчентанглха, на юге — Гималаев, на востоке — верховьев р. Дричу (Янцзы) и на
западе — горы Кайлас. {33}
Завоевательные походы Намри Сонцэна, может быть, жесткое управление
покоренными вызвали восстания. В Дуньхуанской хронике сообщается, что
«подданные его (отца Сонцэн Гампо. — Е.К.) возмутились, подданные его матери
восстали» [Васоt, Thomas, Toussaint, 1940-1946, р. 111]. Возможно, что Намри
был убит восставшими. Престол унаследовал юный Сонцэн Гампо. Если он родился в
613 г., то ему было 16 лет (он принял правление в 629 г.). Намри покинул долину
Ярлун и перенес ставку и столицу в долину р. Кьичу, в поселение, которое
именовалось Раса (Огороженное место). Здесь на горе Марпори, возможно уже при
Сонцэн Гампо, был выстроен замок-дворец, а поселение переименовано в Лхаса
(Земля богов).
Сонцэн Гампо подавил восстания и получил в наследство, как пишет Э.
Хаар, «не крошечное государство, а империю, протянувшуюся на 2000 км с востока
на запад». Э. Хаар полагает, что в те времена население Тибета было «гораздо
большим» и что «материальная и экономическая мощь центрального Тибетского
государства, которая оказалась способной поднять его до великой державы
Центральной Азии, ни в коей мере не может быть измерена настоящим состоянием
материального богатства или бедности тибетского народа» [Haart, 1969, р. 12].
Внутренняя политика Сонцэн Гампо бьша направлена на дальнейшее
формирование и укрепление тибетской государственности. К сожалению, сведения о
ней достаточно скудны. Бьша разработана (или упорядочена) система землевладения
и землепользования. Во всех областях Тибета были созданы фонды государевых
(государственных) земель (джешин). Земли жаловали служилой знати за службу
вместе с прикрепленными к ним крепостными крестьянами (трэн), такие земли
именовались кхол-юл. Вся территория страны бьша поделена на шесть провинций, во
главе каждой провинции был поставлен губернатор (кхонпон). Кхонпоны производили
переделы земли среди подчиненного им населения. За административную единицу
была принята тысяча семей, каждую такую тысячу возглавлял начальник-тысячник.
Это была военно-административная организация, каждый кхонпон одновременно
являлся губернатором провинции и командующим армией. Каждая из шести армий
(крыльев, знамен) имела свою форменную одежду, отличавшуюся цветом, знамя и
кавалерийские корпуса, различавшиеся мастью коней. Основной армейской единицей
также была тысяча. Центральное правительство состояло из: {34}
— великого государственного канцлера (чабсиги лото ченпо, или лончен,
тиб. Сhab srid kyi blon chen po; bkon chen),
— государственного канцлера — заместителя командующего армией (кунлон,
тиб. Gung blon),
— министра внутренних дел (наклон, тиб. Nang b
|
|