|
сков.
Наименование страны как Тибет в форме Тёбёт впервые встречается в
древнетюркских орхонских надписях.
Древний Тибет с юга был ограничен Гималаями и открыт в северном,
западном и восточном направлениях. Народ осознавал свою принадлежность к тому
или иному клану-кости (ру, тиб. rus), в источниках упоминаются четыре великих
клана-кости — Се, Му, Дон и Тон. В глубокой древности в юго-восточной части
Тибета области, прилегающие к р. Цанпо — Ньянгпо, Конпо и Пово, образовывали
как бы углы треугольника, в центре одной из сторон которого между Ньянгпо и
Пово находилась долина Ярлун. «Деятельность» Ньяти-цэнпо была связана с Конпо
(он иногда даже именуется Большим правителем Конпо). Условно одна из вершин
этого треугольника была ориентирована на север, как раз на Конпо, две другие —
на запад (Ньянгпо) и на восток (Пово).
Четыре ру, крыла или рога, также образовывали треугольник, северным
углом которого были се аша (туюйхуни), восточным — донг минъяг
(дансяны-тангуты), западным — му (шаншун), а в центре, на стороне треугольника,
соединяющей условной линией восток-запад, находились тон сумпа. Если мы
продолжим эту треугольную конструкцию, то она выведет нас уже за пределы
собственно Тибета. В этом случае ее северным углом станут хор (тюрки, уйгуры),
восточным — джа (Китай), западным — ле мон (гималайские племена, особенно
Непала), а в центре, на линии между джа и мон, окажется Бод-Тибет. Принимая эту
пространственную ориентацию древних тибетцев, мы получаем объяснение и «трех
гъя» (тиб. rgya): Желтых Гья (гъя сер) — Центральная Азия, Черных Джа (гъя наг)
— Китай и Белых Джа (гъя кар) — Непал и Кашмир, позднее — Индия, образующих все
тот же треугольник. Желтый цвет являлся цветом Центральной Азии, черный — Китая,
белый — Индии. По мнению Э. Хаара, в центре должен был находиться красный цвет,
цвет «краснолицых», т.е. самих тибетцев. Не очень ясный {30} термин гъя
получает объяснение как означавший в древности просто «пограничные племена».
По преданиям, племена центра подчинили себе четыре окружавших центр
племени — шудпу, цзепон, баннон и нанам, которые были включены в войска центра.
Это были «лики сокола» на востоке, «копыта осла» на юге, «хвосты кота» на
западе и «уши зайца» на севере. За этими легендарными сведениями стоит
исторически засвидетельствованное распределение войск по четырем ру. Эти четыре
ру соответствовали первому квадрату покорения демона. Правитель помещался в
центре, лицом к югу, поэтому левому крылу соответствовал восток (Кам), а
правому — запад (Нгари). Существовала также горизонтальная ориентация по верху
и низу. Верх соответствовал западу, низ — востоку, верх — это Нгари и Индия,
низ — Кам и Китай.
Как и у всех народов древности, важнейшим обрядом общественной жизни
было погребение правителя. По преданию, в глубокой древности тело умершего
заключали в медный сосуд и бросали в реку, где оно попадало во власть демоницы
Лу, т.е. возвращалось к одному из своих истоков. Затем правителей стали
погребать в могилах. Перед погребением узел волос на голове правителя
обвязывали тесьмой, на теле делались надрезы, и оно окрашивалось киноварью, а
иногда и кровью людей, приносимых в жертву. Тело удаляли от людей, поскольку
оно должно было разлагаться. Выпивали жертвенное вино, съедали жертвенную пищу.
Из тела удаляли мозг и внутренности, они замещались киноварью и золотым
порошком. У покойного обрезали нос, и вместо него делали нос из золота,
умершему вставляли серебряные зубы. Затем тело бальзамировали и мумифицировали.
Все эти процедуры совершались в период траура, который длился два года.
Погребение совершалось на третий год. В рукописи из Дунъхуана сказано: «Великие
похороны должны быть совершены на третьем году после смерти», наилучшим
временем для похорон считались месяцы ноябрь и декабрь. Сооружалась квадратная
могила, которая разделялась на девять камер, центральная камера являлась
собственно погребальной. В ее центре сооружался трон из сандалового дерева, на
троне размещалось сделанное из золота в натуральную величину изображение
правителя, одетого в парадное платье. Самого покойного, точнее уже его останки,
помещали в большой сосуд, смешивая эти останки с киноварью.
Имелись разные варианты такого погребения: так, останки Сонцэн Гампо
были помещены в серебряный ящик (гау), поставлены {31} на трон и сверху укрыты
коврами и шелковыми знаменами. Сокровища разложены перед троном. В могиле были
сопогребенные — животные и люди. Последних именовали «люди общей участи». Как
сообщают китайские источники, когда умирал цэнпо, «убивают быков и лошадей,
которых хоронят вместе с умершим. Быков и лошадей сваливают в кучу в могиле. Их
(цэнпо. — Е.К.) могилы квадратные по форме и выложены камнем, похожи на дома
обычного вождя. Тех сановников, которых государь считал своими друзьями,
называют „людьми общей участи". Число их не превышает пяти. В день смерти
государя „люди общей участи" без меры пьют вино. В день похорон им прокалывают
ноги, и они умирают от того, что истекают кровью, после чего их хоронят вместе
с умершим» [Вэньсянь тункао, 1936, с. 2694].
Вместе с цэнпо погребались его любимый конь, лук и меч, одежды, которые
он носил. Над могилой сооружался «большой дом», место вокруг обсаживалось
деревьями и считалось местом жертвоприношений. Позже при могиле размещались
рабы и гвардейская стража. Рабы поддерживали в порядке могильный комплекс, а
также обслуживали гвардейский караул. Люди, жившие при могиле, именовались
«живыми-мертвыми», они не общались с другими «живыми» людьми из соседних
селений и пастбищ, жили на пожертвования, огородами и разводили скот. В числе
таких людей оказались и «люди общей участи», когда их перестали убивать.
Пока трудно сказать, в какой части список цэнпо, древних правителей
Тибета, реальный, а в какой — легендарный. Есть мнение, что реальным цэнпо был
Лхатотори Ньенцэн и, возможно, некоторые из его потомков, т.е. пять-шесть
правителей до Намри Сон-цэна, отца Сонцэн Гампо. Этих правителей можн
|
|