|
с такими глазами. Мать девушки согласилась
отдать ее при условии, что тело погибшего правителя будет погребено. Сын обещал,
девушку он оставил в желудке Лу, а тело отца похоронил в земле, сделав сверху
насыпь, похожую на палатку [ibid., р. 404-405].
Правители Дигум и Пуде Гунгьял — главные культурные герои легендарного
периода древней тибетской истории. Пуде поселился в замке, появились
священнослужители бон, а с ними и большие нововведения:
Как результат обугливания дерева — древесный уголь,
Как результат растворения кож — клей появился.
Железная руда, медная руда и серебряная руда —
Эти три были открыты.
Плавка этих трех с древесным углем
Принесла серебро, медь и железо — эти три. {27}
Сверлением и пробиванием дыр в дереве
Были сделаны плуг и ярмо,
Запряжкой двух одинаковых быков в ярмо
Все долины были распаханы и обработаны поля.
Из озер были выведены оросительные каналы,
И мосты были переброшены через реки
[ibid р. 121].
По другому варианту:
Копанием земли вода из верховьев долин была проведена
в оросительные каналы,
Запряжкой пары быков луга и долины были распаханы
в обработанные поля,
Там, где нельзя было переправляться,
Мосты были переброшены через реки,
Урожай впервые появился в это время.
Поля стали измерять парой тягловых животных,
У кочевников — кожами считать животных.
Благодаря распашке земель с использованием орошения
С этого времени речные долины расширились,
В это время пение и танцы распространились
[ibid р. 122].
Все правители династии Ярлун строили замки, иногда, как сказано в одном
источнике, «из земли, замешанной на молоке красной коровы». {28}
Часть I
История Тибета до XIX в.
Тибет в V-VI вв.
Эта датировка является весьма условной. Сложной является проблема
установления связи между правителями древней династии, упоминаемыми позже в
тибетских источниках, и известий о начале возвышения Тибета по китайским
источникам. Китайская традиция ведет династию правителей Тибета от западных
цянов с V в. н.э., от правителя цянов Лилуку.
Когда «Лилуку умер, Фаньни (его сын. — Е.К) был еще молод, и власть
унаследовал Жутань, младший брат Лилуку. Фанъни стал командующим войсками в
Аньси. В первый год девиза царствования Шэнь-гуй династии Хоу Вэй (414г.)
Жутань был погублен... Фаньни собрал оставшихся людей и подчинился Цзюйцюй
Мэн-сюню, получив должность тайшоу в Линьсуне. После гибели Мэн-сюня Фаньни
собрал людей и увел их на запад, перейдя Хуанхэ за Цзиши, и основал государство
среди цянов, территория которого простиралась на тысячу ли. Фаньни властвовал
милосердно, и потому его полюбили все цяны. Он привел их всех под свою власть...
Затем он сменил свою фамилию на Субое» [Цзю Тан шу, с. 1629].
Фанъни сравнивают или отождествляют с упоминавшимся выше Пуде Гунгьялом.
Неизвестно также, когда Тибет получил свое наименование Бод, а тибетцы
— бодпа. Топоним Бод связывают с наименованием религии бон. Бон — это духи,
божества, а бод — те, кто их вызывает, бодпа (тибетцы) — те, кто следует
верованиям бон. В дуньхуанских рукописях Тибет именуется страной «Бод шести
яков», а в Ладак-ской хронике — «Бод из шести племен».
Старое китайское наименование Тибета— Туфа увязывается с именем клана
Туфа, из которого вышел Фаньни. Отсюда и современное {29} китайское
наименование первой тибетской династии Тубо. Не исключено, что этноним туфа
имеет отношение к наименованию мужской прически туфа, которая могла быть у
сяньбийцев, ибо Фаньни был по происхождению сяньбийцем. У сяньбийцев такую
прическу могли позаимствовать цяны, подчиненные Фаньни, позже она известна у
киданей, и с 1036 г. была введена в тангутском государстве Си Ся императором
Юань-хао. Эту прическу делали, выбривая затылок и верхнюю часть головы, с
челкой на лбу и двумя длинными косицами, нечто вроде пейсов, от в
|
|