Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Китая :: Сидихменов В.Я. - Маньчжурские правители Китая.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-
 
ельства отрубали голову, если он отказывался носить косу.
      Коса имела и практическое значение. Если возникала драка между двумя 
подданными Поднебесной империи, то они обычно старались прежде всего вцепиться 
друг другу в косу, а затем уже вступали врукопашную. Коса использовалась и в 
«воспитательных» целях: отец семейства применял ее вместо розги для наказания 
детей. Полицейские при аресте преступников связывали их вместе косами, а затем 
уже отводили в присутственное место. Даже во время казни — отсечения головы — 
коса находила применение: жертву заставляли стать на колени, один палач за косу 
оттягивал голову жертве, а другой мечом отсекал ее.
      Одной из форм выражения протеста китайцев против маньчжурского господства 
было отрезание косы. В 1895 г. великий китайский революционер-демократ Сунь 
Ятсен в японском порту Кобэ в знак непокорности маньчжурским правителям остриг 
косу и переоделся в европейское платье. В 1902 г., будучи еще молодым, великий 
китайский писатель Лу Синь выехал в Японию для продолжения образования. 
Поступив в Кобунский институт в Токио, он отрезал косу — этот символ 
порабощения китайцев маньчжурами.
      Чтобы ослабить сопротивление китайцев, маньчжуры старались представить 
себя близкими по культуре и понятиям китайскому народу, имеющими общее духовное 
наследие. Первым знаком «внимания» к китайцам со стороны маньчжуров было 
дарование древнему китайскому мыслителю Конфуцию пышного титула — «Кунцзы, 
древний учитель, великий и славный, совершеннейший мудрец».
      Длительное господство в Китае маньчжурских завоевателей вовсе не означало,
 что они отвергли все китайское и создали нечто новое, не схожее с духовной 
культурой предшествующих веков: маньчжурские власти стремились использовать 
культуру и многовековые традиции Китая в интересах своего господства. Они 
приняли китайский разговорный и письменный язык. И хотя при цинской династии 
маньчжурский язык считался языком императора, однако последний обычно 
пользовался китайским. Поэтому жизнь и деяния маньчжурских правителей во 
времена династии Цин следует рассматривать в тесной связи с духовными 
традициями древнего Китая.
      
      
О КУЛЬТЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ
      
      Слово «Китай» происходит от названия народности киданей. Они проживали в 
государстве Ляо, существовавшем с 916 по 1125 г. на обширной территории от 
Маньчжурии до Тяньшаня. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних 
тюркских народов с несколько измененным звучанием — «Китай».
      Древние китайские мыслители представляли себе Вселенную в таком виде. Над 
всем господствовало безграничное круглое небо. Внизу простиралась земля 
квадратной формы, а ее центром было Срединное государство — Китай.
      Кроме Чжун-го (Срединное государство), Китай называли также Тянь-ся 
(Поднебесная), Чжун-хуа (Срединное цветущее государство), Чжун-юань (Срединная 
равнина), Чжэнь-дань (Восточная заря), Тянь-чао (Небесная династия).
      Правителей Китая именовали в официальных документах Тянь-цзы (Сын неба), 
Дан-цзинь фо-е (Будда наших дней), Хуанди (Великий император), Тянь-ван 
(Небесный император), Шэн-хуан (Святой император), Шэн-чжу (Святой владыка), 
Ваньсуй-е (Десятитысячелетний властелин), Хуан-ди (Августейший повелитель), 
Чжэн (Настоящий, Святой), Юань Хоу (Повелитель обширного пространства), 
Чжицзюнь (Великий, Почитаемый), Богдохан (по-монгольски — Премудрый правитель). 
В личных беседах с императором его называли «хуаншан» (Ваше величество) или 
чжуцзы (государь), а подданных империи — «нуцай» (раб).
      После того как в 1644 г. маньчжурские завоеватели захватили Китай, все 
императоры были выходцами из их среды. Они унаследовали почти все священные 
регалии китайских правителей прошлого. При возведении на трон о маньчжурском 
императоре говорили: «Император получает власть от неба на правление миром».
      Царствовавшие в Китае династии имели символические названия. Например, 
китайская династия, правившая в 1368-1644 гг., именовалась Мин. Иероглиф «мин» 
означает «ясный», «блестящий», «разумный». Маньчжурская династия (1644-1911) 
именовалась Цин («цин» — «чистый», «светлый», «безупречный») или «да-цин» 
(великая Цин).
      Не только династия в целом, но и правление каждого императора также 
обозначалось специальными иероглифами, символизирующими «счастье», 
«благополучие», «благоденствие», «мир», «преуспеяние» и т. д. Эти девизы, 
имевшие китайское название «няньхао», призваны были выражать самые лучшие 
пожелания как всей стране, так и лично монарху.
      Во времена маньчжурской династии Цин в Китае пяпствовали следующие 
императоры:
      
      Счет лет в китайском календаре до 1911 г. (т. е. до падения маньчжурской 
династии) велся от года восшествия императора на престол до конца его правления.
 Приведем годы правления трех маньчжурских императоров для сопоставления с 
европейским летосчислением. В официальных документах писали: «В первый год 
правления Сяньфэн» (т. е. 1851 г.); «В первый год правления Тунчжи» (т. е. 1862 
г.); «В первый год правления Гуансюй» (т. е. 1875 г.).
      После свержения феодальной монархии в Китае было официально принято 
общеевропейское летосчисление (григорианский календарь), но за начало его был 
принят не 1-й год н. э., а 1911 г. Годы обозначались так: «10-й год Китайской 
Республики», т.е. 1921 г. (1911 + 10=1921).
      Император обычно имел три имени: личное, династийное и храмовое. В силу 
«святости» Сына неба имя его запрещалось произносить при разговоре, а в письме 
оно изображалось иероглифами, отличны
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 132
 <<-