|
оимки Иосицунэ и его сторонников, получил от Императорского
Двора в первый год Бундзи (1185) разрешение учредить повсеместно в стране
должности «сюго» (охранников) и «дзитоо» (начальников районов); на должности
«дзитоо» он назначал членов своей семьи. «Сюго», или охранники, занимались,
главным образом, военными делами или выполняли полицейские обязанности, а
«дзитоо», или начальники районов, заведывали землями и сбором поземельного
налога, уплачиваемого рисом. С этого времени вся политическая власть фактически
перешла в руки Иоритомо. В пятом году Бундзи (1189) Иосицунэ покончил жизнь
самоубийством, вследствие чего в стране воцарилось полное успокоение.
Тремя годами позже, т. е. в третьем году Кэнкюу (1192), Иоритомо был
назначен сэйитайсёогуном, или генералиссимусом, которому вменялось в
обязанность покорение восточных варваров. Как раз в это время он и основал
Бакуфу (дословно «лагерное управление»), или управление сёогуна в Камакура.
Преемниками Иоритомо на посту генералиссимуса были его сыновья Иорииэ и
Санэтомо. Но Санэтомо был убит своим племянником Кугёо, и власть Минамото,
представителей военного сословия, внезапно окончилась. Влияние клана Минамото
продолжалось 28 лет; в течение этого периода три представителя из рода Минамото,
один за другим, наследовали высшую военную власть в стране.
После низвержения клана Минамото (или Гэндзи, как их для краткости
называли) должностные лица в Камакура пригласили на пост сёогуна
Фудзивара-но-Иорицунэ из Киото, но фактическое управление страной находилось в
руках Хоодзёо Иоситоки. Однако, господство военного класса было несовместимо с
национальной политикой Японии. Экс-Император Готоба, в продолжение долгого
времени лелеявший мысль восстановить политическое значение Императорского Дома,
послал карательную экспедицию против Иоситоки. Исход этой борьбы с силами
Камакура оказался плачевным для Императорской стороны и, наоборот, только
укрепил власть и положение Иоситоки. После его смерти сын его Ясутоки управлял
государством как сиккэн, или регент. При нем был составлен сборник правил
«Дзёоэй-сикимоку», ставший основой для всех законоположений и руководством для
военного класса в области государственного управления. Токиёри, внук Ясутоки,
человек очень скромный, также приложил много усилий для урегулирования порядка
в стране.
Военные семьи составили новый класс, или слой общества. В связи с этим
культура эпохи Камакура, в отличие от аристократической культуры периода Хэйан,
была простой, непосредственной и грубой. Начнем хотя бы с буддизма. Мы видели,
что в предшествовавшие периоды большинство буддийских сект были школами этого
заимствованного религиозного учения. В эпоху же Камакура, впервые в истории
буддизма, было отмечено появление чисто японских буддийских сект: «дзёодо-сюу»,
основанной Гэнкуу (Хоонэн), и «дзёодо-синсюу», основателем которой был Синран,
и «хоккэ-сюу»; основателем последней был Ничирэн. Учение этих сект легко
воспринималось и осуществлялось, и все три были широко известны и имели везде
своих последователей. Однако, нельзя забывать и заимствованный из Китая, при
династии Сун, «зэн-буддизм». «Ринзай-сюу», учение одной из сект «зэн», было
привезено в Японию священником Эйсай, а учение «соотоо-сюу», другой
значительной секты «зэн-буддизма», привез Доогэн. «Зэн-буддизм» (название,
происшедшее от санскритского слова «дхяна») внушает своим последователям
стремление к духовному прозрению (сатори) путем самодисциплины и
самосовершенствования. Это учение сильно содействовало нравственной и духовной
культуре воинов.
Что касается области литературы, то поэзия на родном языке была столь же
популярна, как и прежде. Император Готоба (1185—1198), Фуд-зивара-но-Сюнзэй,
Фудзивара-но-Тэйка, священник Сайгёо и Минамото-но-Санэтомо (третий сёогун в
Камакура) были наиболее прославленными поэтами своего времени. Тогда же
появилась новая форма литературы, исключительно в мужском духе: военный рассказ,
повествующий о превратностях судьбы военных вождей в пору междоусобных войн.
Так, «Хо-огэн-Моногатари», «Хэйдзи-Моногатари», «Гэннэй-Сэйсуйки» и
«Хэй-кэ-Моногатари» — исторические повествования о междоусобных столкновениях в
эпоху Хоогэн и Хэйдзи, описывающие соперничество и борьбу Минамото и Тайра,
возвышение, процветание и падение рода Тайра. Изящные и прикладные искусства
были освобождены от традиционных форм и получили возможность быстрого и
свободного развития. Наибольший прогресс был заметен в скульптуре, и такие
ваятели, как Ункэй, Танкэй и Кайкэй создали подлинные шедевры, исполненны
художественной силы и выразительности. В искусстве производства оружия и
военного снаряжения огромные успехи были достигнуты мастерами, изготовлявшими
шлемы и латы (каччуу) и прекрасные непроницаемые брони. Такие знаменитые
мастера мечей и сабель, как Оказаки Масамунэ, появились только в эпоху Камакура.
Воины этой эпохи отличались грубоватой простотой, мужестом, доблестью,
преданностью, сыновней почтительностью, верностью и постоянством. Они чутко
реагировали на позорящие репутацию действия, развивали в себе рыцарскую
доблесть и дорожили своим добрым именем больше жизни. Они придерживались
строгих и практических взглядов на жизнь, жили в скромных домах, развлекались
играми, расчитанны-ми на развитие смелости, военной ловкости, упражнялись в
искусстве атаки и оброны, тренировали себя в физической выносливости и
моральной стойкости. Таким образом, твердость национального духа японского
народа была взрощена и укреплена в колыбели «бусидоо» (путь воина). В то время,
когда воинский дух военного сословия достиг наивысшего расцвета, правители
Китая из династии Юань отправили экспедицию в Японию, находившуюся тогда под
регентством Хоодзёо Токимунэ. Династия Юань была монгольского происхождения.
Монгольская Империя была основана Чингис-Ханом (1162—1227), который, покорив
многие азиатские страны, распространил на них свой неоспоримый суверенитет. Его
внук Кублай-Хан (12
|
|