|
Н. И. КОНРАД
ЯПОНИЯ. НАРОД И ГОСУДАРСТВО
Исторический очерк
ЯПОНСКИЙ НАРОД, ЕГО СОСТАВ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ *)
Вопрос о составе и происхождении японского народа, т. е. того
антропологически, этнографически и культурно-исторически целого, которое с
давних пор является носителем всего исторического процесса и выступает в
настоящее время как единый и неделимый этнический субъект, к тому же это
единство особенно подчеркивающий и чрезвычайно им гордящийся, — может считаться
вполне закономерно поставленным и в области специально исторического
исследования.
Несомненно, по своему существу и по характеру тех методов, с помощью
которых может продвигаться вперед его раскрытие и освещение, — вопрос этот
принадлежит прежде всего антропологии, этнографии, после этих последних —
лингвистике, сопряжен самым теснейшим образом с археологией; и тем не менее, он
имеет существеннейшую важность и для японской истории, особенно в той ее части,
которая ближайшим предметом своего внимания считает культуру, ее состав и ее
развитие. Более того, его постановка совершенно необходима — и при этом в самом
же начале — и для исторического исследования, если только оно хочет чувствовать
себя с первых же шагов на твердой почве.
Эта необходимость выясняется прежде всего при попытках определить начальный
пункт, исходный момент исторического бытия японского народа. Где началось это
бытие, где искать его истоки, к какому месту возводить здесь тот исторический
процесс, который подошел вплотную к нашему времени и соприкоснулся
территориально и хронологически с историей Запада? С какого момента начинать
историческое повествование, какое событие считать началом «истории», к какому
хронологическому пункту отнести исток того процесса, который так широко
развернулся впоследствии и ныне вышел из берегов собственно Японии?
Для решения вопросов о времени и месте начала японской истории проблема
этнического состава и происхождения японского народа является несомненно
основной, и избегнуть ее не могли ни японские историки дореформенной Японии, ни
тем более современные ученые японцы, занимающие кафедры отечественной истории в
японских университетах.
Тем более же важна она для определения происхождения и составных элементов
японской национальной культуры, — и нынешние историки культуры, как японцы, так
и особенно европейцы потратили не мало трудов, а еще больше остроумия на
посильное освещение этой этнической проблемы.
Не меньшее значение имеет эта же проблема и для успешного пользования
древнейшими историческими и историко-культурными памятниками — этого основного
условия исторической науки. Мы имеем перед собою в настоящее время ряд таких
памятников — то чисто археологических, в виде находок в курганах, остатков
пещерных жилищ и т. п., к сожалению, пока не очень многочисленных и ждущих
лучшей обработки; то исторических или историко-географических, как, например,
древнейшие историко-мифологические своды и хроники Кодзики и Нихон-секи, или
географически-этнографические описания, вроде серий так наз. Фудоки; имеем ряд
чисто мифологических построений и систем, содержащихся в тех же Кодзики и
Нихонсеки и могущих быть предметом и исторического исследования. Перед нами,
наконец, устная религиозно-мифологическая традиция, незыблемо хранящая многие
отголоски отдаленного прошлого и дающая иногда ключ к тем же письменным
памятникам древней мифологии. Мы знаем даже письменное закрепление этой
традиции в форме позднейших записей, своеобразную фиксацию ее в наименованиях
божеств народной религии и мифологии.
Этих памятников, как исторических, археологических, так и этнографических
японская историческая наука знает уже очень большое число и давно уже
обосновывает на них целый ряд своих положений и гипотез. Тем более же они
получают важное значение при обращении с ними с помощью аппарата европейской
исторической методологии, прикосновение которой, может быть, впервые откроет их
истинное лицо, — содержание и ценность. И, конечно, при первой же попытке
использовать их для целей исторического изучения, сам собою ставится вопрос об
этническом составе японского народа, так как лишь в связи с ним, в тесной
зависимости от его решения, может быть произведен надлежащий анализ содержимого
этих памятников, т. е. положены первые прочные камни в основу всей японской
истории.
Существенно важным этот вопрос является и для определения природы носителя
исторического процесса в Японии, — самого японского народа, именно с того
момента, когда он стал «японским», начал выступать в вышеуказанном смысле
законченного этнического целого, в каковом положении его застает уже самая
ранняя заря его исторического существования. Мы с легкостью можем определить
почти все исторические культурные наслоения за время существования японского
народа, как определенной этнической единицы, — нам в большей части ясно их
происхождение и содержание, но все эти наслоения попадали на известную
национальную базу, и, в результате, мы часто видим процесс значительного
перерождения, трансформации этих наносных элементов, произведенных силою
основной этнической природы японского народа. Часто же эти привнесенные извне
элементы, оставаясь сами по себе в неприкосновенности, вступают на путь
совершенно особого развития, сравнительно с тем, что мы наблюдаем на их родине,
или же в странах, где они также успели занять прочное место в истории и
культуре. Таковую судьбу испытали почти все заимствования, откуда бы они ни шли
из Китая ли, из Индии, из Кореи; история японского буддизма, японского
конфуцианства, японского искусства дает нам ряд убедительных свидетельств таких
трансформаций и особых путей развития и выявления. То же начинает наблюдаться и
|
|