Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Японии :: Н. И. КОНРАД - ЯПОНИЯ. НАРОД И ГОСУДАРСТВО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
себя 
сейн-тайсегуном и начал организацию нового Баку-фу. Если это и не знаменует 
собою вполне утверждения второй империи, то все же является первым шагом на 
пути к ней, и все последующие действия и мероприятия Асикага направлены именно 
к такому установлению нового государства, или, если угодно, к восстановлению 
прежнего, разрушенного в пылу гражданской войны. 
    Конец периода совпадает с 1392 г., когда процесс внутренней борьбы среди 
военного сословия закончился, и оно вновь сорганизовалось в государство. 
    Монархическая реставрация Кэмму (1334—1335) и двоецарствие (1336—1392) ни в 
коем случае не могут рассматриваться как самостоятельные исторические явления: 
это всего лишь отдельные моменты этой внутренней борьбы, ее своеобразные формы, 
— этапы на пути к новой, второй по счету, военной империи с домом Асикага во 
главе. 
4. Эпоха второй военной империи Асикага
    Начальным моментом этой новой эпохи в политическом развитии Японии 
приходится считать уже упомянутый выше 1392 г., когда произошло «объединение» 
северной и южной династии, отдавшей всю страну в руки новых императоров-сегунов 
из фамилии Асикага, хотя вторая империя фактически установилась уже значительно 
раньше: Такаудзи еще в 1335 г. провозгласил себя сэйи-тайсёгуном и положил 
начало новому государственному строю, восстановив прежнее Бакуфу. Собственно 
говоря, это новое правительство продолжало существовать и развиваться за все 
время смут и борьбы, наполнивших собою период двух династий. Поэтому, есть 
некоторое основание полагать начало империи именно с 1335 г. и вести отсюда 
новую эпоху и, если я этого не делаю, то по следующим соображениям: 
1. согласно принятому общему принципу разделения политической истории Японии на 
периоды, в основание берется наличность прочной официально признаваемой и 
распространяющейся на всю страну государственной организации; Бакуфу, 
основанное Такаудзи в 1335 г., вплоть до самого 1392 г. имело лишь местное 
значение — в пределах северной части страны, во-вторых же — не пользовалось 
всеобщим признанием даже в недрах самого воинского сословия; 
2. основанное в 1335 г. Бакуфу имело значение всего лишь чисто организационное, 
являясь мерой укрепления новыми сегунами своего тыла, а также служа делу 
собирания распавшегося военного сословия: знакомый флаг военной империи должен 
был собрать под свою сень привыкших к нему самураев; 
3. лишь с 1392 г., когда были изжиты на время центробежные силы в воинском 
сословии, Бакуфу получает значение общегосударственного политического органа и 
не имеет больше серьезных противников на всем протяжении страны. 
    Концом второй империи обычно считается 1573 г., — момент официального 
прекращения существования Бакуфу с низложением и изгнанием последнего сегуна из 
фамилии Асикага — Ёсиаки. И здесь также фактически империя пала уже раньше: с 
того момента, когда новый вершитель судеб страны — Ода Нобунага стал диктатором,
 терпя пока еще в течение некоторого времени рядом с собою, хоть и совершенно 
лишенных значения, императоров. Это возвышение следует отнести к 1568 г., и 
если этот год неудобно принимать за начало новой эпохи, то только по сходным с 
вышеизложенными основаниям: старый государственный строй, хотя и номинально, но 
все еще существовал, как существовал еще, хоть и номинально, носитель верховной 
власти — сегун. Лишь с официальным падением того и другого можно считать эпоху 
законченной. 
    Японская история обозначает весь период власти дома Асикага термином 
Муромати-Бакуфу, или же Асикага-Бакуфу. Слово Бакуфу, как было уже не раз 
указываемо выше, имеет значение «военное правительство», т. е. правительство 
императоров, в противоположность слову Тё-тэй, каковым обозначался Киотоский 
двор со всеми его учреждениями. Специальное обозначение этого правительства 
словом Асикага — понятно, так как именно эта фамилия положила ему начало и 
стояла в его главе. Название же Муромати-Бакуфу основывается на территориальном 
признаке: в Муромати, местности, расположенной в пределах Киото того времени, 
это новое правительство имело свое местопребывание. 
    Вся эпоха второй империи чрезвычайно знаменательна с двух точек зрения: с 
одной стороны — она является второй формой политической организации воинского 
сословия в государственном масштабе, с другой — она представляет собою, по 
своему существу, промежуточный этап на пути создания того особого типа 
политической организации самурай -ства, который вылился в форме феодальной 
империи Токугава, и который был для этого сословия наиболее адекватным. 
    Вторая империя явилась в результате столкновения центробежных и 
центростремительных тенденций, обнаруживавшихся все время в среде воинского 
сословия, причем, временно победа оказалась на стороне последних. Центробежные 
силы, стремление к независимости своего рода, своего владения, к обособлению 
своего хозяйства от господства над ним государства, искони присущие этому 
сословию и подвинувшие его на путь политической активности в форме завоевания 
политических и экономических прав в эпоху аристократической монархии, эти силы 
чрезвычайно увеличились за время первой империи, когда получила твердое 
основание для себя вотчина. Утвердившиеся в разных местах страны воинские 
фамилии, достигнув верховных политических и экономических прав, как сословие в 
целом, теперь перешли к борьбе за политическую и экономическую свободу для 
отдельных составных элементов нового государственного организма, — отдельных 
полуфеодальных вотчин с крупными военными домами, как их наследственными 
владетелями. 
    Этот процесс, сдерживаемый еще в границах существованием твердой 
центральной власти, с ослаблением этой последней, принял острые формы и привел 
к распаду сословия на ряд отдельных группировок и к гражданской войне между 
ними. Однако, по пословице: вместе с водой из ванны оказалось выплеснутым и 
дитя: уничтожая Ходзё, самураи уничтожили аппарат своей же с
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-