|
ействия третьего сиккэна Ходзё
Ясутоки (1224 — 1242), правление которого, по свидетельству той же «Вольной
истории Японии», было эпохой, когда страна залечивала свои раны от
предшествующих междоусобий и всецело устремилась к мирному строительству и
развитию производительных сил. К его времени относится и издание нового
знаменитого кодекса законов Японии — так называемого Дзеэй сикимоку, «уложение
года Дзёэй» (1232 г. ). Помимо этого следует своеобразный демократизм Ходзё,
всюду старавшихся охранять интересы народа от произвола всяких властей и
чиновников и прибегавших для этого к различным средствам, вплоть до хождения
инкогнито в народную среду с целью наблюдения и уловления случаев произволов и
насилия, а попутно, конечно, и каких-либо проявлений недовольства своим
собственным правлением. Во всяком случае, и характер деятельности Ходзё, и
особенно ее цель и объект приложения — народ — представляют собою нечто
невиданное доселе в практике различных правительств Японии и выгодно отличают
власть Ходзё от всего предшествующего. Конечной гранью этого периода приходится
считать 1263 г. — год смерти сиккэна Токиёри, правившего сначала в качестве
фактического сиккэна, потом, после отречения и пострижения в монахи, через
своего малолетнего преемника и официально поставленного регента. С последующего
1264 г. начинается фактическое правление этого преемника — сиккэна Токимунэ
(официально в должности с 1268 г. ), чем и открывается эра упадка дома Ходзё, а
вместе с ним и всей первой военной империи. Эпоха Токиёри является со всех
точек зрения апогеем могущества и мирного процветания этой империи; после нее
начинают обнаруживаться все сильнее признаки разложения и упадка.
В. Период упадка военной империи
Этот период, продолжавшийся почти 70 лет (1264—1331), представляет собою
все увеличивающуюся картину могущества Ходзё и всего созданного ими режима.
Происходит нечто, во многом напоминающее ту конъюнктуру, которая в свое время
сопровождала упадок власти Фудзивара. В недрах самого правящего дома начинает
возникать и междоусобная борьба, и, кроме того, сами сиккэны своим поведением
действует дезорганизующе. Среди них развивается тот же обычай, который так
привился в сферах царствующего дома: отречение от власти с пострижением в
монахи, но не с тем, чтобы уйти от мира, а наоборот, чтобы этим миром лучше
владеть. Ходзё были большими поклонниками буддизма и старались ему всячески
покровительствовать. Поэтому они могли считать буддийский монастырь и надежным,
и приятным для себя убежищем, откуда можно было с большей свободой вершить
делами. Уже V-й сиккэн Токиёри поступил подобным образом, и по его стопам пошли
многие из его преемников. При этом, в виду того, что на посту сиккэна в этих
случаях обычно оказывались несовершеннолетние, возник своеобразный способ
управления страною через специального сиккэна-регента, каковая должность была
учреждена тем же Токиёри.
Если прибавить, что при подобном, фактически вмешивающемся во все дела
экс-сиккэне-монахе, помимо официального малолетнего сиккэна и при нем
сиккэна-регента, существовала еще должность сиккэна-соправителя, то вся картина
запутанности положения внутри самой фамилии Ходзё станет полной. Уже в
правление VI-го сиккэна Токимунэ, которым открывается этот период, сказываются
первые признаки начинающейся фамильной склоки: против Токимунэ восстает его
старший брат, сын его отца, Токиёри, от наложницы и потому отстраненный от
наследования, И если Токимунэ удается справиться с этим последним, то все же
угрожающие симптомы этим не уничтожаются: почти все последующее время
ознаменовано междоусобной борьбой в среде самих сик-кэнов и это, в конце концов,
окончательно подрывает их силу.
Вместе с тем появляется и еще одно обстоятельство, рисующее степень
разложения правящей фамилии, а также, разумеется, и ускорившее ее окончательное
падение: появление в роли хозяев над самими сик-кэнами их домоправителей,
захватывавших постепенно в свои руки фактическую власть и, с титулом «найканрё»,
правивших и сиккэнами, и всей страной. Эти найканрё, как, например, Нагасаки
Такасукэ правили и экс-сиккэнами, и официальными сиккэнами, и
сиккэнами-реген-тами, и сиккэнами-соправителями, — каждым в отдельности и всеми
вместе одновременно, и их злоупотребления и своевластие значительно
содействовали упадку престижа дома Ходзё среди народных масс и самого воинского
сословия. Центробежные силы, таившиеся в недрах этого сословия и приведенные в
некоторое равновесие и спокойствие обстоятельствами и твердой рукою сиккэнов,
начинали обнаруживать свое существование. Наряду с этим и образ жизни, и
картина нравов правящей Фамилии не могли не содействовать упадку ее влияния и
не способствовать ее разложению: как когда-то Фудзивара, так теперь и Ходзё
ввели у себя роскошь и предавались всяческим излишествам, и этим совершенно
нарушили исконный дух воинской простоты и строгости нравов. Сик-кэны уже по
своим нравам и образу жизни становились далекими от своего сословия.
Таким образом, целый ряд причин, внутреннее разложение правящей фамилии,
междоусобная распря в ее собственной среде на почве честолюбия и политических
вожделений, узурпация их власти их же собственными слугами-домоправителями,
становящимися в положение первых министров, отрыв Ходзё по образу жизни и по
нравам от своего сословия, и, наконец, пробуждающиеся центробежные тенденции в
среде самого воинского сословия, — все это неудержимо влекло к упадку и власть
Ходзё, и всю первую военную империю.
Эти центробежные тенденции нашли свое первое, уже более или менее
определенное выражение в 1285 г., в правление Токимунэ, когда против сиккэнов
выступила одна крупная военная фамилия — Адати. Она, правда, подверглась
полному разгрому и была истреблена Ходзё, отличавшимися в таких случаях
решительностью в своих действиях. Однако, этим самым таящаяся в глубине
воинского сословия оппозиция, все возраставшая по мере внутреннего ослабления
самого дома Ходзё, не была подавлена. Заговоры и интриги сконцентрир
|
|