|
были всецело преданы
добродетели. Затем же, с течением времени, они уклонились от отцовских обычаев
в сторону зла, так как перестали питать необходимое благоговение к Богу и
относиться справедливо к людям; то рвение к добродетели, которое они выказывали
раньше, они заменили теперь вдвое большим злом во всех своих поступках.
Вследствие этого Господь стал во враждебные к ним отношения. Дело в том, что
много ангелов вступило в связь с женщинами31 и от этого произошло поколение
людей надменных, полагавшихся на свою физическую силу и потому презиравших все
хорошее. Нечто подобное позволяли себе и известные по греческим преданиям
гиганты32. Ной же, огорчаясь их поступками и крайне печалясь при виде их
гнусных стремлений, стал, по силе возможности, убеждать их переменить свой
образ мыслей и действий. Видя, однако, что они не поддаются увещаниям и уже
вполне подпали страсти к совершению злодеяний, и равным образом опасаясь, как
бы они не вздумали убить его, он решил выселиться из страны с женою, детьми и
домочадцами33.
2. Господь Бог полюбил Ноя за его справедливость; остальных же Он не
только наказал за порочность их, но и порешил уничтожить весь род людской и
создать новых людей, чистых от греха. Поэтому Он сократил сперва
продолжительность их жизни настолько, что они стали жить теперь, взамен
прежнего, только сто двадцать лет34, а затем наслал на землю потоп. Таким
образом, прежнее поколение всецело исчезло с лица земли, и спасся один только
Ной ввиду того, что Господь Бог дал ему следующую возможность спастись:
построить четырехэтажный ковчег, длиною в триста, шириною в пятьдесят и вышиною
в тридцать локтей. Ной вошел в него со своею женою, сыновьями и женами
последних, взял с собою все необходимое к жизни и прибавил к тому всевозможных
животных, по самцу и самке, чтобы сохранился род их, а прочих по семи пар.
Ковчег имел прочные стены с сильными скрепами и крышею, так что вода не могла
никуда проникнуть и ковчег не мог поддаться ее напору. Таким только образом
спасся Ной со своими домочадцами. Он является десятым потомком Адама, так как
он был сыном Ламеха, отцом которого был Мафусал, происходивший, в свою очередь,
от Еноха, сына Иареда. Иаред же рожден был от Малуиила, который происходил с
несколькими сестрами от Эноса; Энос же был сыном Сифа, сына Адамова35.
3. Это бедствие (потоп) произошло на шестисотом году жизни Ноя, во втором
месяце, который называется македонянами дием, а евреями марсуаном36; таким
образом они распределяли год в Египте. Моисей же первым месяцем религиозного
года определил нисан, который тот же самый, что и ксантик, так как в этот месяц
он вывел евреев из Египта. Этот же месяц служил у него точкою отправления во
всех религиозных постановлениях; для определения же времени купли, продажи и
прочих жизненных отношений Моисей сохранил первый из названных месяцев (как
начало года). Моисей замечает, что потоп начался в двадцать седьмой день
названного месяца. Время от Адама, прародителя рода человеческого, до этого
момента обнимало период в две тысячи двести шестьдесят два года. Этот
промежуток записан в священных книгах, потому что люди, тогда жившие, отмечали
с большою точностью как рождение, так и смерть выдающихся личностей.
4. У Адама, жившего всего девятьсот тридцать лет, родился сын Сиф, когда
Адаму было двести тридцать лет. Сифу было двести пять лет, когда у него родился
Энос, который, достигнув девятисотпятилетнего возраста, передал сыну своему
Каину, родившемуся у него, когда ему было 190 лет, заботу о правлении. Он
прожил девятьсот двенадцать лет37. Каин же прожил девятьсот десять лет и на сто
семидесятом году своем получил сына Малаиила. Этот последний умер, прожив
восемьсот девяносто пять лет и оставив после себя сына Иареда, который родился
у него, когда ему было сто шестьдесят пять лет. После того как Иаред прожил
девятьсот шестьдесят девять лет38, ему наследовал сын его Енох, родившийся,
когда отцу его было около ста шестидесяти двух лет. Прожив около трехсот
шестидесяти пяти лет, он отошел к Богу, почему и нет сообщения о его смерти39.
Сын же Еноха, Мафусал, родившийся, когда Еноху было сто шестьдесят пять лет,
имел на сто восемьдесят седьмом году своей жизни сына Ламеха, которому он и
передал правление, принадлежавшее ему самому до девятисот шестьдесят девятого
года его жизни. Ламех сделал своим наследником Ноя, который родился у него,
когда ему было сто восемьдесят лет и после того как он сам правил в продолжение
семисот семидесяти семи лет40. Ной правил девятьсот пятьдесят лет. Если сложить
все вышеприведенные числа лет, то получится [указанное] время [от начала
миросотворения до потопа]. Но не следует делать попытки установить годы смерти
указанных патриархов (так как жизнь последних захватывала часть времени жизни
их детей и дальнейших потомков), но нужно обращать внимание исключительно на
даты их рождений.
5. После того как Господь Бог предостерег [людей], Он наслал дождь, и в
продолжение сорока дней беспрерывно лились потоки воды, так что она покрыла
землю на пятьдесят локтей в вышину. Это было причиною того, что вообще больше
(кроме Ноя с семейством) никто не спасся, так как не было средства к
отступлению и бегству. Лишь сто пятьдесят дней после того, как перестал лить
дождь, именно на седьмой день седьмого месяца, начала малопомалу сбывать вода.
Затем, когда ковчег остановился на вершине одной горы в Армении, а это заметил
Ной, последний открыл его и, увидев около ковчега несколько суши, стал
надеяться на лучшее и успокоился. Несколько дней спустя, когда вода еще более
убыла, он выпустил ворона, желая узнать, нет ли еще гденибудь свободной от
воды и уже доступной для высадки земли. Однако тот вернулся к Ною, найдя, что
еще все покрыто водою. Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя.
Когда же последни
|
|