|
делах
своих весьма порочен и имел в виду одну только цель – получать выгоды; он
первый изобрел землепашество, а [затем] убил брата своего по следующей причине.
Однажды они решили принести жертвы Господу Богу. Каин возложил [на алтарь]
произведения своего земледелия и плоды деревьев, Авель же молоко и
перворожденное из стад своих. Господу же последняя жертва понравилась более,
так как Он отдавал предпочтение тому, что возникло самостоятельно сообразно
самой природе, перед тем, что было насильно вызвано из земли по расчету
корыстолюбивого человека21. Тогда Каин, разгневанный предпочтением, которое
Господь Бог оказал Авелю, убил брата своего и, скрыв труп его, предполагал, что
это останется незамеченным. Бог же, зная об этом поступке, явился к Каину и
стал спрашивать о том, где его брат, которого Он не видит уже много дней, тогда
как раньше видел его постоянно в его обществе. Не зная в смущении своем, что
сказать Господу Богу, Каин сперва ответил, что он и сам удивляется отсутствию
брата; но когда Господь настоятельно стал всяческим образом допытываться от
него объяснения, он гневно возразил, что он не воспитатель и не соглядатай ни
его, ни его поступков. Тогда Господь Бог изобличил Каина в убийстве брата.
«Удивляюсь, – сказал Он, – как ты не знаешь, что стало с человеком,
которого ты сам загубил». Хотя Господь и освободил его от наказания за
смертоубийство, так как Каин принес жертву и этим путем умилостивил Бога не
слишком сильно гневаться на него, однако Он проклял его и присовокупил к этому
угрозу, что он накажет также и потомков Каина до седьмого колена. Вместе с тем
Он выгнал его вместе с женою из той местности. А так как Каин боялся попасть
при своих странствиях во власть диких зверей и таким образом погибнуть, то
Господь Бог повелел ему не опасаться никакого вреда от подобной причины и
безбоязненно странствовать по всей земле: звери ему не причинят никакого вреда.
При этом Он отметил Каина особым знаком, по которому его можно было бы узнать,
и повелел ему отправиться в путь.
2. Обойдя большую часть земли, Каин остановился со своею женою в Наиде22
– так называлось это место – и поселился там; тут родились у него дети. Однако
в [постигшем его] наказании он не видел предостережения; напротив, его
порочность все увеличивалась, так как он предавался всякому чувственному
удовольствию, хотя бы оно было связано с жестокостями над прочими жившими в его
обществе людьми. Свои владения он увеличивал грабежами и насилием, и, приглашая
своих сотоварищей к совершению бесстыдства и разбойничанью, он становился
руководителем и наставником их в разных гнусностях. Изобретением весов и мер он
изменил ту простоту нравов, в которой дотоле жили между собою люди, так как
жизнь их, вследствие незнакомства со всем этим, была бесхитростна, и ввел
вместо прежней прямоты лукавство и хитрость. Он первый поставил на земле
разграничительные столбы, построил город и, укрепив его стенами, принудил своих
близких жить в одном определенном месте. Этот город он назвал по имени старшего
сына своего, Геноха, Генохиею. У Геноха же был сын Иаред, а у последнего Маруил
(Мегияэль), от которого родился сын Мафусаил; сыном этого был Ламех, у которого
было семьдесят семь сыновей23, рожденных ему его двумя женами, Селлой и Адой.
Из них Иовел, сын Ады, воздвигал палатки и любил скотоводство, а единоутробный
брат его Иувал занимался музыкой и изобрел лютни и арфы24. Товел (Тубалкайн) же,
один из сыновей другой жены, превосходя всех других [братьев] силою своею,
особенно усердно занялся военным искусством, доставая себе при помощи его все
способствовавшее физическим его удовольствиям, и первый изобрел кузнечное
ремесло25, Ламех же, став отцом дочери по имени Ноема26 и понимая хорошо и
точно требования религии, был того мнения, что ему самому придется поплатиться
за братоубийство Каина. Это он сообщил своим женам27. Еще при жизни Адама
потомки Каина были крайне преступны, так что, следуя друг за другом [по пятам]
и подражая один другому, они становились под конец все хуже и хуже, вели
беспрерывные войны и постоянно отправлялись на грабежи. Вообще же, если тот или
другой из них не особенно охотно предавался убийствам, то зато выделялся
безумною наглостью, своеволием и корыстолюбием.
3. Адам же, первый происшедший от земли человек, – повествование требует
вернуться к нему – после того как Авель был зарезан, а Каин должен был
вследствие этого убийства бежать, стал очень помышлять о новом потомстве28. Это
сильное желание иметь детей возникло у него потому, что ему было уже двести
тридцать лет, хотя он и умер, прожив сверх того еще семьсот лет. И вот у него
родилось еще несколько других детей, и в том числе Сиф. Было бы долго
рассказывать о прочих; поэтому я сообщу данные лишь о Сифе. Когда он вырос и
достиг того возраста, в котором у человека является возможность отличать добро
[от зла], он стал вести добродетельный образ жизни и, будучи сам наилучшим
человеком, оставил после себя потомство, подражавшее ему в этом. Будучи все
людьми хорошими, живя между собою в согласии и мире, они населили одну и ту же
местность, причем до самого конца жизни не подвергались никакому несчастью. Они
же изобрели науку о небесных телах и их устройстве29, и для того, чтобы
изобретения их не были забыты и не погибли раньше, чем с ними познакомятся люди,
– ввиду того, что Адам предсказал погибель отчасти от силы огня, отчасти же
вследствие огромного количества воды, – они воздвигли два столба, один
кирпичный, другой каменный, и записали на них сообщение о своем изобретении.
Последнее было сделано с тем расчетом, чтобы, если бы кирпичный столб случайно
погиб при наводнении, оставшийся невредимым каменный дал людям возможность
ознакомиться с надписью и вместе с тем указал бы и на то, что ими была
воздвигнута и кирпичная колонна. [Каменный] столб сохранился по сей день в
земле Сириадской30.
Глава третья
1. Потомки Сифа пребывали в продолжение семи поколений в непоколебимой
вере, что Господь Бог владыка всего существующего, и
|
|