|
бъявлению им войны послужило ему следующее
обстоятельство.
2. Когда моавитский царь Валак, связанный с мадианитами старинной дружбой
и союзным договором, заметил такое усиление могущества евреев, то стал очень
беспокоиться относительно собственных владений (тем более ему ведь было
неизвестно, что Господь Бог запретил евреям занимать другие земли после
овладения Хананеею) и решил, впрочем более поспешно, чем разумно, подойти к ним
с хитростью. При таких условиях он считал рискованным начать с ними войну, тем
более что ввиду недавних успехов евреи сделались еще храбрее; он решил по
возможности только воспрепятствовать усилению могущества евреев и с этою целью
отправил посольство к мадианитянам. Так как у Евфрата жил некий Валам, лучший в
то время прорицатель, с которым мадианитяне были в дружественных отношениях, то
последние послали к нему вместе с посольством Валака нескольких из самых
почтенных мужей своих, которым было поручено склонить прорицателя к тому, чтобы
он явился к ним для произнесения гибельного заклинания над израильтянами. Когда
к нему явились посланные, то Валам принял их крайне гостеприимно и, устроив им
угощение, обратился к Господу Богу за советом, как ему отнестись к предложению
мадианитян. Получив отрицательный ответ, он вернулся к посланным, указал им на
свою личную охоту и готовность исполнить их просьбу, но вместе с тем сказал,
что Господь Бог, который один столь возвысил его даром правильного предвещания
будущего, противится такому предложению, так как войско, которое ему теперь
предлагается проклинать, пользуется большим расположением со стороны
Предвечного. Ввиду всего этого Валам посоветовал им не выказывать евреям своего
враждебного к ним настроения379.
3. С этими словами он отпустил послов домой, но мадианиты, вследствие
настойчивых и неуклонных просьб Валака, отправили к Валаму новое посольство.
Желая угодить последнему, Валам вновь вопросил Господа Бога, который
разгневался на это и приказал Валаму не отказывать в просьбе мадианитянам.
Тогда Валам, не подозревая в этом умысла, отправился в путь вместе с послами380.
Когда во время путешествия ангел Господен заградил ему путь в узком месте
между двумя каменными стенами, то ослица, на которой ехал Валам, чувствуя
близость Господню, прижала Валама к одной из стен, не обращая внимания на удары,
которыми награждал ее Валам за то, что она причиняла ему боль, прижимаясь так
плотно к стене. Когда же ангел продолжал стоять на дороге, то ослица, получая
удары, упала на передние ноги и, по воле Господа Бога, заговорила человеческим
голосом, укоряя Валама в несправедливости, выражающейся в том, что он
награждает ее ударами, хотя она до сих пор всегда хорошо служила ему, и не
понимает, что теперь решение Предвечного удерживает ее идти к тем, к которым он
так сильно спешит. Валам пришел в крайнее смущение, когда услышал, что ослица
заговорила человеческим голосом, и в ту же минуту ему стал виден и ангел,
который запретил ему бить ни в чем не повинное животное и сказал, что он сам
преградил ему дальнейший путь, потому что так решено Господом Богом. Валам в
ужасе готов был вернуться назад, но Господь Бог повелел ему продолжать
путешествие, приказав при этом высказать [при Валаке] все то, что Он внушит ему.
4. Когда Валам после этого повеления Предвечного прибыл к Валаку и царь
торжественно принял его, то прорицатель попросил, чтобы его повели на вершину
какойнибудь горы, откуда ему представилась бы возможность видеть все еврейское
войско. Валак сам вызвался сделать это и с царскими почестями проводил
прорицателя на гору, которая возвышалась над еврейским станом в расстоянии
шестидесяти от него стадий. Обозрев отсюда неприятельские силы. Валам приказал
парю воздвигнуть семь алтарей и велел привести столько же быков и баранов. Царь
распорядился поскорее исполнить требование Валама; последний принес жертву
всесожжения и, когда увидел, что последняя предзнаменует бегство, сказал: «Тот
народ счастлив, которому Господь Бог даровал такое обилие всяких благ и
которому навсегда милостиво обещал Свое покровительство и заботливую поддержку.
Не существует ни единого племени, которого вы не превосходили бы по добродетели
вашей и рвению ко всему лучшему и высокому, и качества эти вы в еще большей
степени передадите своему потомству, так как Господь Бог взирает перед всеми
людьми лишь на вас, почему вы и достигнете величайшего среди всех народов,
которым светит солнце, благополучия. Страну, в которую Он сам направил вас, вы
займете; она всегда будет в подчинении у потомков ваших и славою имени
последних наполнится суша и море. Вы будете иметь возможность доставить всякой
стране земли потомков своих. Радуйся поэтому, счастливое войско, что ты,
происходя от одного родоначальника, стало столь многочисленным народом! Теперь,
когда вас еще не так много, вы займете лишь страну Ханаан, но знайте, что в
будущем вам уготована вся земля для жительства и что народ ваш, более
многочисленный, чем количество звезд на небе, распространится не только по
материкам, но и по островам. И хотя вы достигнете такого размножения. Господь
Бог всетаки не лишит вас свободного пользования всеми благами в мирное время и
будет продолжать даровать вам победу и силу во время войны, когда потомство
врагов ваших охватит желание воевать с вами и когда у них будет настолько
храбрости, чтобы вступить с вами в бой. Из них ни один не вернется домой
победителем на радость детям и жене. Такая храбрость будет у вас следствием
расположения к вам Господа Бога, который обладает властью отнять у человека все
лишнее и дать ему все недостающее».
5. Все это возвестил Валам не по собственному желанию, но вследствие
побуждения к тому со стороны духа Господня. Когда же Валак в негодовании стал
упрека
|
|