|
итая от
городских стен. Таким образом он обеспечил их и избавил их от необходимости
искать себе средств к жизни и тем самым запускать богослужение. Сверх того, он
также распорядился о том, чтобы народ доставлял левитам и священникам десятину
от всех плодов каждого года. Вот какой доход получало колено Левине от всего
народа; вместе с тем я считаю здесь уместным специально указать на то, что в
отличие от других получали священнослужители364.
4. Из сорока восьми городов левиты должны были предоставлять служителям
тринадцать и уделять им сверх того десятую часть той десятины, которую левиты
получали ежегодно от народа. Кроме того, Моисей сделал постановление, чтобы
народ приносил в жертву Господу Богу первые плоды, которые производила земля, а
также доставлял к жертвоприношениям первородных самцов из скота для священников,
так что последние со всеми их домочадцами могли употреблять их в пищу в
священном городе. Если рождались у хозяев такие животные, мясо которых
употреблять в пищу было запрещено законами, то владельцы должны были приносить
священникам полтора сикла, а при рождении собственного первенца – пять сиклов.
Священнослужителям также принадлежала первая шерсть от стрижки овец, и равным
образом они получали также часть вновь испекаемого хлеба и всяких печений. Все
те, кто по обету посвящают себя Господу Богу (такие люди носят в таком случае
наименование назореев, отпускают себе волосы и не пьют вина), когда являются к
жертвоприношению и срезают, в знак отречения, свои волосы, должны отдавать эти
волосы вместе с жертвою священникам; те же, которые посвящают себя Богу, причем
эта жертва носит имя корбана (что поеврейски значит «приношение»), а затем
желают освободиться от принятого на себя обязательства, должны уплатить
священникам известную сумму денег, а именно женщина – тридцать, мужчина же –
пятьдесят сиклов. Тех, наконец, которые не обладают достаточными для того
денежными средствами, священнослужителям разрешено, сообразно усмотрению своему,
и совсем освобождать от взноса выкупной суммы. Также предписано, если
ктонибудь закалывает у себя в доме животное для пиршества, а не с религиозною
целью, обязательно доставлять священнослужителям желудок, грудь и правое
предплечье закалываемого животного. Столь обильные доходы предоставил Моисей
священникам, помимо всех тех приношений, которые, как мы показали в предыдущей
книге, доставлял им народ, приносивший грехоочистительные жертвы. Получать свою
долю из всего того, что доставлялось священнослужителям, исключая части
грехоочистительных жертв, постановил Моисей также и домочадцам, дочерям и женам
священников. Части грехоискупительных жертвоприношений поступали в пищу, и
притом в тот же день и в самом святилище, впрочем, только членам мужского пола
священнического сословия365.
5. Сделав после подавления беспорядков эти распоряжения, Моисей двинулся
со всем станом к пределам Идумеи и, прибыв туда, послал к идумейскому царю
послов с просьбою разрешить пройти через его страну, причем уверил его, что
готов дать ему какое угодно ручательство, что жителям не будет нанесено ни
малейшего ущерба. Равным образом он просил о разрешении своему войску покупать
в стране съестные припасы и даже, по желанию, готов был платить за воду. Но
царь отказался исполнить просьбу Моисея и не только не согласился на проход
евреев через его страну, но даже двинулся навстречу Моисею во главе готового к
бою войска, намереваясь с оружием в руках воспрепятствовать евреям войти в
страну, если бы те решились на это силою. Тогда Моисей, которому Господь Бог на
запрос, как быть, посоветовал не вступать в бой, повел войско свое назад,
решившись сделать обход по пустыне366.
6. Тут наступил и конец жизни сестры Моисеевой, Мариаммы, по истечении
сорока лет после того, как она покинула Египет, в новолуние месяца ксанфика. Ее
торжественно, при участии всего народа, похоронили на горе, называющейся
Сином367, а после тридцатидневного траура Моисей велел совершить следующим
образом ритуал очищения над народом: выведя на совершенно чистое место
невдалеке от расположения стана совершенно рыжую молодую телку без изъяна и не
знавшую ни ярма, ни полевых работ, первосвященник заклал ее и семь раз окропил
ее кровью, в которую опустил свой палец, скинию Господа Бога. Затем животное
целиком, с кожею и внутренностями, было предано сожжению, а народ кидал в огонь
куски кедрового дерева, иссоп368 и окрашенную в пурпуровую краску шерсть. Всю
золу собрал потом ритуально чистый мужчина и положил на совершенно чистое место.
Впоследствии все те, которые осквернялись прикосновением к покойнику, бросали
немного этой золы в источник, опускали туда стебель иссопа и окроплялись на
третий и на седьмой день. Лишь после совершения этих обрядов люди могли считать
себя, ритуально безусловно чистыми. Такой способ очищения Моисей установил для
евреев и на будущее время, когда им удастся занять обетованную землю369.
7. По совершении обряда очищения над всем народом, оплакивавшим смерть
сестры Моисея, последний повел евреев через пустыню и по Аравии. Таким образом
он достиг местности, которую арабы считают своею столицею и которая прежде
называлась Аркою, ныне же именуется Тетрою370. Тут возвышается большая гора. На
нее взошел Аарон, потому что Моисей объявил ему о приближении смерти, на глазах
у всего народа – возвышенность эта находилась как раз против месторасположения
стана – снял свое первосвященническое облачение и передал его сыну своему
Елеазару, которому, по его возрасту, уже подобало быть первосвященником. Затем
он на виду у всех испустил дух свой, в тот же самый год, в который умерла
сестра его; прожил он в общей совокупности сто двадцать три года. Умер он также
в новолуние того месяца, который у афинян носит название гекатомбеона, у
македонян лооса, а у евреев авваса371.
Глава пятая
|
|