|
почил и отдохнул от трудов своих. Отсюда и мы в этот день
воздерживаемся от трудов своих, называя его sabbaton: имя это на еврейском
языке обозначает отдых.
2. После [описания] седьмого дня Моисей переходит на почву
естественноисторическую, рассказывая о сотворении человека следующее: Господь
Бог сотворил человека, взяв для этого прах от земли и соединив с ним дух и
душу10. Этот человек получил название Адама, что значит на еврейском языке
«красный», так как человек был сотворен из красной глины11, такого именно
состава девственная, нетронутая почва. Затем Господь Бог привел к Адаму
животных, по разрядам их, и показал ему самцов и самок. Адам дал им те названия,
которыми они пользуются посейчас. Видя же, что Адам не имеет общества и
совместной жизни с существом женского пола (потому что женщины еще не было) и
что он удивляется тому, что у всех других животных это не так. Он вынул у него
во время сна одно ребро и сотворил из него женщину12. Когда же она предстала
пред Адамом, то он понял, что она создана из него. Женщина же поеврейски
называется essa13. Имя этой женщины было Ева, что обозначает «мать всего
живого»14.
3. Далее [Моисей] рассказывает, что Господь Бог устроил на востоке сад и
насадил в нем всевозможных растений; среди последних находилось также одно
древо жизни, а другое – познания, по которому можно было бы узнать, что такое
добро и что зло. Затем Он ввел в тот сад Адама и жену его и повелел [им] ходить
за растениями. Этот сад был орошаем рекою, которая обтекает вокруг всей земли и
распадается на четыре рукава: Фисон (имя это обозначает «множество»)15 течет по
направлению к Индии и впадает в море, называется греками Гангом; Евфрат и Тигр
текут в Красное море, причем Евфрат назван Фором, что означает
«распространение» или «цветок»16, Тигр же – Тиглатом, чем определяется нечто
узкозаостренное. Река же Геон, протекающая через Египет, означает «текущий к
нам с востока». Греки называют его Нилом.
4. Господь Бог повелел Адаму и жене его есть от всех прочих деревьев, но
воздерживаться от [древа] познания, сказав, что от прикосновения к нему они
навлекут на себя погибель. В то время как все животные жили тогда с ними в
согласии, бывшая в дружелюбных с Адамом и его женою отношениях змея стала
завидовать им17 в том, что, если они будут следовать повелению Господа Бога,
они достигнут блаженства. Понимая, что при неповиновении Господу Богу люди
впадут в несчастье, она коварно стала убеждать женщину отведать от [плодов]
древа познания, уверяя при этом, что здесь именно и находится распознание добра
и зла и что они, достигнув последнего, поведут жизнь более счастливую и ничем
не отличающуюся от бытия самого Господа Бога. Таким образом удалось ей склонить
женщину к презрительному отношению к запрещению Божьему, и когда последняя
отведала плод и нашла в том удовольствие, она подговорила также и Адама
последовать ее примеру. И тогда они вдруг заметили, что они наги, и, стыдясь
своей наготы, стали думать об одеянии для себя: дерево, оказалось, повлияло на
их рассудок и мышление. Тогда они прикрыли себя листьями смоковницы и, скрыв
под ними наготу свою, начали думать, что они теперь еще счастливее, чем прежде,
найдя то, в чем они раньше нуждались18. Когда же Господь Бог пришел в сад, то
Адам, который раньше встречал Его с радостью и доверчиво, теперь, в сознании
вины своей, стал прятаться. Господа же удивил этот поступок, и Он стал
расспрашивать его о причине, по которой Адам, раньше находивший удовольствие в
общении с Ним, теперь Его избегает и прячется. Так как тот, вследствие сознания
своего греховного нарушения божественной заповеди, не отвечал ничего, то
Господь Бог сказал: «Я знал, что вы могли бы прожить жизнью блаженною и
свободною от всякого страдания, что душу вашу не мучила бы никакая забота, так
как все, что полезно вам и могло бы доставить вам наслаждение, было бы вам дано
Мною само собою без всякого с вашей стороны усилия и труда, лишь благодаря
Моему [к вам] расположению; при наличности всего этого и старость не так скоро
напала бы на вас и вам можно было бы дольше жить. Теперь же ты нагло нарушил
Мое повеление, ослушавшись Моих приказаний; ведь ты молчишь не из скромности,
но потому, что сознаешь за собою совершенное злодеяние». Адам стал молить о
прощении и взывать к Господу не гневаться на него, указывая на женщину как на
виновницу всего случившегося, и говоря, что он согрешил, введенный ею в соблазн.
Та же, со своей стороны, обвиняла змею. Тогда Господь Бог определил ему
наказание за то, что он подчинился убеждению жены, и сказал, что земля отныне
более не будет сама от себя доставлять им ничего из своих произведений; лишь в
том случае, если они будут трудиться и всячески обрабатывать ее, она иногда им
будет давать коечто, иногда же отказывать и в этом. Еву же Он наказал родами,
сопряженными с мучительными болями, за то, что она, соблазнив Адама так же, как
ее соблазнила змея, ввергла его в несчастье.
В гневе же за коварство змеи по отношению к Адаму Он лишил ее голоса и
впустил ей под язык яд; вместе с тем Он объявил ее существом, враждебным к
людям, и погрозил, что ей раздробят голову, так как в ней заключается все зло
для людей и потому что таким образом последние, обороняясь против нее, легче
всего причинят ей смерть. Лишив ее вместе с тем ног. Он заставил ее ползать и
извиваться по земле. В то же самое время Господь, определив им такие страдания,
выселил Адама и Еву из рая в другое место.
Глава вторая
1. У них родились двое детей мужского пола: первый был назван Каином (в
переводе это имя означает «приобретение»)19, второй же – Авелем (что значит
«печаль»)20. Родились у них также и дочери. Братья находили удовольствие в
различных друг от друга образе жизни и занятиях. Младший, Авель, старался быть
справедливым и стремился к добродетели, так как был уверен, что Господь видит
все дела его. По занятию своему он был пастухом. Каин же был во всех
|
|