|
и. Сардониксы на
плечах первосвященника знаменуют солнце и луну, а двенадцать камней
[нагрудника] могут быть приняты либо за изображения месяцев, либо за такое же
число звезд, группу которых греки называют зодиаком. То и другое предположение
не будет ошибочным. Головной убор [первосвященника] также напоминает, по моему
мнению, о небе, тем более что лазореватофиолетового цвета, да и, кроме того,
иначе на нем не была бы помещена надпись с именем Господа Бога. Вдобавок на нем
имеется венчик, и притом золотой, который указывает на сияние, постоянно
окружающее Божество. Сказанного здесь, на мой взгляд, достаточно. Впрочем, еще
часто и во многих местах мне придется упоминать о деяниях, свидетельствующих о
великом благочестии нашего законодателя.
Глава восьмая
1. Когда описанная скиния была готова, но отдельные части и утварь ее еще
не были освящены, Господь Бог явился Моисею и приказал предоставить священство
брату его Аарону, который по своему благочестию более всех других достоин этой
чести. Созвав по этому поводу народное собрание, Моисей представил народу всю
добропорядочность и мягкость характера Аарона и упомянул также о тех опасностях,
которым последний подвергал себя за всех их. Так как все готовы были
засвидетельствовать это и выказывали большое к нему расположение, то Моисей
обратился к народу со следующими словами: «Мужи израильские! Сооружение,
которое столь благоугодно Господу Богу, теперь, поскольку это было в наших
силах, уже готово. А так как нам предстоит вскоре принять Господа Бога в скинии,
то раньше всего нам следует озаботиться подысканием священнослужителя,
которого задачею было бы заведовать жертвоприношениями и возносить за всех нас
молитвы к Всевышнему. Если бы решение данного вопроса лежало в моих руках, то я
был бы готов себя самого признать достойным этой чести, так как в природе
каждого из нас имеется эгоизм и так как я отлично сознаю, сколь много я
выстрадал ради вашего благополучия. Между тем ныне сам Предвечный признал
Аарона достойным этой чести и избрал его Своим священнослужителем, так как
считает его к тому наиболее подходящим из всех нас. Ввиду этого Аарон наденет
посвященное Господу Богу облачение, возьмет на себя заботу об алтарях и
жертвоприношениях и будет молиться за вас Господу Богу, который охотно внемлет
мольбам его, потому что эти молитвы будут возноситься избранником Самого
Предвечного». Евреям эта речь понравилась, и они согласились с выбором Господа
Бога, тем более что Аарон, как по происхождению своему, так и по присущему ему
пророческому дару, наконец, и по заслугам брата был наиболее других достоин
этой чести. В то время у него было четверо сыновей: Навад, Авнауй, Елеазар и
Ифамар314.
2. Весь тот материал, который оставался не употребленным при сооружении
скинии, Моисей приказал употребить на устройство предохранительных завес для
самой скинии, светильника, жертвенника и прочей утвари, для того, чтобы все эти
предметы во время путешествия не были попорчены дождем или пылью. Затем он еще
раз собрал народ и повелел, чтобы каждое лицо внесло налог в полсикла. Сикл
представляет еврейскую монету, равную четырем аттическим драхмам315. Народ с
удовольствием подчинился требованию Моисея. Плательщиков оказалось 603 550
человек, потому что налог вносили лишь свободнорожденные в возрасте от двадцати
до пятидесяти лет. Собранные таким образом деньги пошли в пользу скинии316.
3. Затем Моисей стал освящать скинию и священнослужителей, приступив к
посвящению следующим образом: он велел взять на пятьсот сиклов отборной мирры и
на столько же ириса и половину этого количества корицы и мяты (последняя тоже
годится для курения) и растолочь, затем примешать туда оливкового масла гин
(это местная мера, соответствующая двум аттическим хоям317) и, искусно сварив
все это, получить таким образом в высшей степени благовонную мазь. Этой мазью
Моисей в знак очищения помазал священнослужителей и всю скинию; крайне дорогие
курения же, которых требуется всегда много разнообразных сортов для скинии, он
повелел сложить на золотом жертвеннике. Впрочем, я обойду молчанием
приготовление этих курений, чтобы не утомлять читателей. Дважды в день, именно
перед восходом и при закате солнца, было предписано воскуривать фимиам и
вливать свежее масло в лампы светильника; из этих ламп святого светильника три
должны были гореть в честь Господа Бога в продолжение целого дня, остальные же
зажигались только вечером318.
4. Окончанием всего сооружения искусные строители, Веселиил и Елиав,
стяжали себе большую славу, так как они не только сами усовершенствовали при
работах то, что было придумано другими раньше, но и сделали совершенно новые,
до них прежде неизвестные и крайне удачные изобретения. Из этих строителей
первым и лучшим признан Веселиил. На окончание всего сооружения ушло ровно семь
месяцев, и таким образом закончился как раз год со времени выхода евреев из
Египта. В начале же второго года, в месяц, носящий у македонян название
ксанфика, а у евреев нисана319, именно в новолуние, произошло освящение скинии
и всех ее мною описанных принадлежностей.
5. Также и Господь Бог выказал свое удовольствие по поводу этого
сооружения, следовательно, не напрасно потрудившихся евреев и не пренебрег им,
но удостоил его Своим присутствием. Проявил же Он последнее следующим образом:
в то время как небо [кругом] оставалось совершенно чистым, над одной только
скиниею появилось темное облако, не такое густое и грозное, как то бывает зимою,
но, однако, и не настолько редкое, чтобы взор мог проникнуть сквозь него. Из
этого облака выделялась приятная роса, знаменуя всем любящим Господа Бога и
верующим в Него присутствие Предвечного.
6. Почтив строителей, соорудивших всю постройку, такими подарками,
которые соответствовали их заслугам, Моисей, по повелению Господа Бога, принес
на двор скинии в очистительную жертву быка, барана и козла. В главе о
жертвоприношениях вообще, когда я укажу, в каких случаях закон повелевает
сжигать
|
|