|
кого же точно дерева, из какого, как я упомянул уже, были сделаны и
все раньше описанные предметы. Дерево это не могло поддаваться гниению, и
вдобавок оно было покрыто плотной [золотой] броней. Каждая сторона поверхности
этого алтаря имела локоть длины, а вышиной весь он был вдвое больше. На нем
помещался золотой очаг, окруженный с каждой стороны по краям венкообразным
возвышением, сделанным тоже из золота. К этому борту были прикреплены также
кольца и шесты, с помощью которых алтарь несли священнослужители во время
путешествий. Кроме того, перед скиниею был воздвигнут еще медный жертвенник,
подножие которого было деревянное. Каждая сторона его имела пять локтей в длину
и три в вышину, и он был так же украшен, как и золоченый алтарь, именно кованою
медною бронею; под очагом тянулась медная сеть, и так как под жертвенником было
пустое пространство, то уголья падали через эту сетку на землю. Против этого
алтаря стояли: чаша для возлияния, сосуды, кадила и плошки, сделанные из
золота; все прочие, нужные для священнодействий приборы были медные. Таково
было устройство скинии со всеми ее принадлежностями301.
Глава седьмая
1. Для священнослужителей были сделаны особые облачения, притом одни для
всех тех, которые носят название хаанеев, и особенно для первосвященника,
именующегося аравархом, что означает архиерея302. Общее для всех прочих
священнослужителей облачение было следующее: всякий раз, как иерей303 приступал
к богослужению, он очищался сообразно ритуальному постановлению и затем для
начала надевал так называемый менахасен304, что означает повязку и представляет
сделанные из сученого виссона панталоны для нижней части тела; их и надевали на
ноги, как панталоны, и они доходили до половины тела, оканчиваясь у бедер, над
которыми они крепко стягивались.
2. Поверх этой одежды священник носил льняное облачение из двойного
тонкого виссона, которое называлось хефоменою, что значит «льняная одежда», так
как лен у нас называется хефоном. Эта одежда представляла из себя плотно
прилегавший к телу и доходивший до конца ног хитон305 с узкими, облегавшими
руки рукавами. Его стягивали под грудью поясом, охватывавшим тело, шириною в
четыре пальца. Пояс этот был так тонко выткан, что казался сделанным из кожи
змеи, так как в нем были вытканы пестревшие красным, пурпуровым и фиолетовым
отливом узоры306. Основа же его состояла из чистого виссона. Пояс этот,
начинаясь вблизи груди, около которой он несколько раз обвивался, спускался
затем оттуда до низа ног. Иерей носил его в виде прелестного украшения до тех
пор, пока не приступал к богослужению. Когда же приходилось приносить жертву
или служить, то он откидывал концы пояса на левое плечо, чтобы они не мешали
ему при отправлении его обязанностей. Моисей назвал пояс этот аванифом, мы же
именуем его повавилонски емианом, как его называют в Вавилонии. Упомянутый
хитон не имеет пазухи, но оставляет шею и верхнюю часть груди открытыми, причем
прикрепляется к обоим плечам шнурами, идущими от передней и задней обшивки его
верхних краев. [Эта верхняя часть хитона] называется массавазаном307.
3. На голове у иерея убор в форме усеченного конуса, который покрывает не
всю голову, но несколько более половины ее. Убор этот называется маснаемфом308
и похож на венок, так как плотно скручен из тканой льняной материи и состоит из
частых стеганых и затем сшитых складок. Сверху к этой шапке прикрепляется вуаль,
которая обматывается вокруг него и спускается до глаз, скрывая швы головного
убора и все, что могло бы казаться в нем неизящным. Это покрывало плотно
охватывает голову. Весь этот убор так крепко сидит на голове священнослужителя,
что не может с него свалиться во время богослужения. Итак, мы описали
устройство облачения обыкновенных иереев.
4. Первосвященник же облачается так же, как и последние, так как надевает
на себя решительно все те же части, о которых мы только что рассказывали. Но
сверх того он надевает еще пурпурнофиолетовый хитон, который также доходит до
пят. На нашем языке риза эта называется меиром309, она охватывается поясом
такого же рисунка, как мы показали выше, только в этот пояс вотканы еще золотые
узоры. К подолу этого облачения пришиты кисти, похожие по виду и цвету на
гранаты, а также, для большего изящества, золотые колокольчики таким образом,
что между двумя кистями приходится по колокольчику, а между двумя
колокольчиками по кисти. Хитон этот не состоит из двух отдельных кусков материи,
которые были бы сшиты на плечах и с боков, но по всей длине своей соткан из
одного куска, не имеет наверху широкого поперечного разреза, но снабжен
продольным от груди до половины спины отверстием, края которого обшиты, для
большей красоты, каймою. Равным образом хитон этот имеет разрезы в тех местах,
где продеваются руки.
5. Сверх этих облачений первосвященник надевает еще третью ризу, носящую
название ефуда310 и похожую на греческий наплечник. Устройство ее следующее:
она состоит из вытканной разноцветными с золотом узорами материи длиною в
локоть, спускается до середины груди, снабжена рукавами и общим видом
напоминает хитон. На остающейся не закрытой этим облачением части груди
находится величиной в спифам кусок материи, украшенный золотыми и такого же
цвета узорами, как и ефуд. Он носит название ессена311, чему на греческом языке
соответствует слово Logion, т. е. оракул, и вполне закрывает собою то место
груди, которое остается открытым от ефуда. К ефуду этот нагрудник прикрепляется
при помощи устроенных на каждом углу его золотых колец, которым на ефуде
соответствуют также кольца, соединяющиеся с первыми фиолетовым шнуром,
проходящим через них. А для того, чтобы сквозь отверстия колец ничего не
просвечивало, под них подложены полоски фиолетовопурпуровой ткани. Ефуд
сдерживается на плечах двумя сардониксами, котор
|
|