|
до тех колонн, которые отделяли переднюю часть
святилища от Святая Святых, так что внутренность последнего оставалась
совершенно незримою. Все сооружение носило название святилища, а место за
четырьмя колоннами, куда был запрещен доступ, называлось Святая Святых.
4. Чудно украшена многоразличными, самыми разнообразными изображениями
цветов, какие только производит земля, и всякими другими узорами, исключая
изображения живых существ, была завеса, разделявшая обе части храма. Другая же
завеса, совершенно схожая с этою как по величине, так и по узору и цвету, была
устроена между пятью колоннами входа и, будучи прикреплена сбоку каждой колонны,
доходила от вершины последней лишь до середины столбов, так что остальное
пространство внизу служило входом для священнослужителей. Поверх этой завесы
тянулась еще холщевая, одинаковой с нею величины, которую можно было с помощью
шнуров раздвигать в обе стороны; к шнурам и ткани были приделаны кольца, при
помощи которых можно было раздвигать и собирать по углам [входа] эту завесу,
для того чтобы открывался, особенно в торжественные дни, вид во внутрь
святилища. По другим же дням и особенно в непогоду вход плотно закрывался
задернутым вытканным занавесом. Отсюда и у нас возник обычай при построении
храма устраивать такого же рода завесы у входа. Кроме того, имелось еще десять
других ковров, шириною каждый по четыре локтя, а длиною в двадцать восемь, с
золотыми застежками, которыми они привязывались так плотно друг к другу, что
казались состоящими из одной сплошной массы. Их настилали поверх святилища, и
они настолько закрывали также обе боковые и заднюю стены, что свешивались
поверх земли еще на один локоть. Кроме того, были еще другие ковры, одинаковой
с этими ширины, но числом на один больше и несколько длиннее, так как длина
каждого из них составляла тридцать локтей. Они были сотканы из козьей шерсти,
но так же тонко, как и первые, и спускались до самой земли. Над входом они
образовывали как бы фронтон или навес; для этого предназначался одиннадцатый
ковер. Наконец, поверх всех этих ковров лежали еще другие, сделанные из кожи290,
служа защитой и покровом тканым коврам от палящего зноя или проливного дождя.
Кто издали смотрел на это сооружение, невольно поражался, потому что все это
сверкало и переливалось так, как сверкает сияющее, ясное небо. Покровы,
сделанные из козьей шерсти и из кожи, также спускались над входной завесой,
защищая и ее от зноя и проливных дождей.
5. Таким образом была сооружена скиния. Для Господа Бога был затем
воздвигнут кивот из прочного неподдающегося гниению дерева, которое на нашем
языке носит название «эрон»291. Устройство же самого кивота292 было следующее:
длина его обнимала пять спифамов293, ширина и вышина по три спифама. Весь он
был как снаружи, так и изнутри окован золотом, так что совсем не видно было
дерева. Сверху же кивот имел удивительной работы золотую крышку, прикрепленную
к нему золотыми же винтами, которая совершенно ровно покрывала кивот, ни в
одной части не выступая над ним и не нарушая такими выдающимися углами
симметрии всего сооружения. У каждой из более длинных стен кивота выступали
золотые кольца, проходившие сквозь дерево; в них у каждой [продольной] стенки
кивота были пропущены позолоченные [деревянные] шесты, при помощи которых можно
было, в случае необходимости, переносить кивот; дело в том, что последний
доставлялся с места на место не на повозках, но его носили священнослужители.
На крышке кивота были сооружены две фигуры; евреи называют их херувимами, и они
имеют вид крылатых существ, нисколько, однако, не похожих на те создания,
которых видим мы летающими по воздуху. Моисей уверял, что он видел такие
существа изображенными на троне Господа Бога. В этот кивот он положил те две
скрижали, на которых были начертаны десять заповедей, по пяти на скрижали,
причем на каждой стороне было записано по две с половиной, а сам кивот
поместили в Святая Святых294.
6. В святилище Моисей поместил стол, похожий на те, которые находятся в
дельфийском храме295, длина его была в два локтя, ширина в один локоть, а
вышина в три спифама. У этого стола ножки были в нижней половине своей изящно
выточены и походили на те подставки, на которые дорийцы296 обыкновенно кладут
ложа. На этом подножии лежала искусно сделанная четырехугольная доска, которая
была окружена со всех сторон ободком величиной в человеческую руку кверху и
книзу. У каждой ножки было приделано по кольцу под самой крышкой стола, и
сквозь эти кольца продевались золоченые шесты из вышеупомянутого отличного
дерева; их нельзя было вынимать, потому что они не проходили насквозь под
столом, а упирались концами в углубления, из которых одно было сделано в самой
доске стола, а другие в каждой из его ножек. С помощью этих шестов стол
переносился во время путешествий. На этом столе, который помещался в святилище
с северной стороны, невдалеке от Святая Святых, были разложены друг против
друга рядами по шести штук десять опресноков, выпеченных из двух ассаронов (эта
мера у евреев равняется семи аттическим котилам297) самой чистой и лучшей муки.
На эти хлебы насыпался из двух золотых чаш фимиам298, и эти хлебы заменялись
новыми по прошествии каждой недели, в день, называемый нами субботним, так как
седьмой день именуется у нас Sabbat. О причине этого обычая мы скажем в другом
месте299.
7. Напротив этого стола, ближе к южной стене, был поставлен золотой
светильник чеканной работы, внутри пустой, весивший сто мин, что евреи
обозначают словом «кинхар», а в переводе на греческий язык это передается
«талант»300. Он состоял из круглых трубок, шаровидных лилий, изображений
гранатовых яблок и чашечек, числом до семидесяти, которые все исходили из
одного общего основания и возвышались кверху, образуя такое количество ветвей,
сколько существует планет вместе с солнцем, именно семь чашечек, расположенных
по одной линии (на одинаковой высоте) друг против друга. На этих чашечках
помещалось семь лампочек, тоже по числу планет. Так как светильник поставлен
накось, то и лампочки были обращены к востоку и югу.
8. Как раз между светильником и столом помещался алтарь для сожжения
жертв, из т
|
|