|
ся плодами земли и произведениями моря; при помощи
Которого Ной избежал погибели во время потопа; милость Которого даровала нашему
предку, бездомному скитальцу Авраму, Хананейскую землю и благодаря Которому
родился Исаак у своих престарелых родителей; по воле Которого Иаков был
благословен двенадцатью доблестными сыновьями и по благости Которого Иосиф стал
властвовать над всею землею египетскою. Пусть повеления Его будут для вас
священны и драгоценнее ваших детей и жен. Следуя этим повелениям, вы будете
счастливы в жизни, будете пользоваться плодородною почвою, тихим морем, дети у
вас будут рождаться отличные и вы будете наводить страх на врагов ваших;
вступив в непосредственные сношения с самим Господом Богом, я лично слышал Его
беспредельно могучий голос. Настолько Предвечный заботится о вашем спасении и
сохранении вашего рода».
4. Сказав это, Моисей повел весь народ вместе с детьми и женщинами вперед,
для того чтобы все сами могли услышать слова Предвечного, с которыми Он
обратился к ним с наставлениями, и для того чтобы значение этих слов не
умалилось, если бы они были переданы им голосом человека. И вот все услышали
глас, снисходивший с вершины горы, так что все точно могли себе усвоить те
десять повелений, которые Моисей оставил записанными на двух скрижалях277.
Впрочем, так как я не смею сообщить эти заповеди дословно, то я передам их
общее содержание.
5. Итак, первая заповедь учит нас тому, что Господь Бог един и что только
Ему следует поклоняться. Вторая запрещает делать изображения живых существ и
почитать их; третья – клясться всуе именем Господа Бога; четвертая повелевает
чтить субботу и воздерживаться в продолжение ее от всякой работы; пятая –
почитать родителей своих; шестая – воздерживаться от убийства; седьмая – не
прелюбодействовать; восьмая – не красть; девятая – не лжесвидетельствовать;
десятая – не домогаться никакой чужой собственности.
6. Когда народ услышал от самого Господа Бога подтверждение того, что
сообщил уже Моисей, то в великой радости разошелся по домам; в продолжение
следующих дней евреи часто являлись в палатку Моисея с просьбою сообщить им еще
и другие законы от Господа Бога. Законы эти Моисей сообщал, давая наставления,
каким образом следует на будущее время устроить весь жизненный обиход; но об
этом я упомяну в своем месте. Разбор большинства этих законоположений я,
впрочем, предприму в другом сочинении, в котором собираюсь специально
трактовать о них278.
7. В таком положении было дело, когда Моисей сообщил евреям, что он вновь
отправится на гору Синайскую, и действительно он совершил подъем этот на их
глазах. А так как время шло (он был в отсутствии уже сорок дней), то страх
обуял евреев, не случилось ли с Моисеем какогонибудь несчастья; а между тем
все приключившиеся с ними бедствия не испугали бы и не опечалили бы их в такой
степени, в какой удручала их мысль о возможности гибели Моисея. И вот среди
евреев возникло разногласие: одни уверяли, что он погиб, будучи растерзан
дикими зверьми (особенно держались такого мнения все те, кто был враждебно
настроен против Моисея), другие же полагали, что он отошел к Господу Богу.
Более же разумные, которые не испытывали ни малейшей личной удовлетворенности
как от той, так и от другой возможности, оставались довольно равнодушными к
этим словопрениям, так как считали вполне справедливым, ввиду безусловной
добродетели Моисея, чтобы он был принят Господом Богом на небе, хотя бы он на
земле и разделил участь многих людей и был растерзан дикими зверьми. Но они
были глубоко опечалены при мысли, что лишились такого руководителя и заступника,
какого им уже более не найти, и поскольку им казалось невозможным предполагать,
что с таким достойным человеком случилось несчастье, постольку они, однако, не
могли не печалиться и не убиваться. Но ввиду того, что Моисей повелел им
оставаться здесь, они всетаки не дерзали покинуть это место стоянки.
8. Когда наконец прошло сорок дней и столько же ночей, явился к ним и
Моисей, который не принимал за все это, время никакой пищи, как это свойственно
людям. Появление его наполнило народ радостью. Затем он разъяснил евреям, как
печется о них Господь Бог, сообщил, что за эти дни он удостоился откровения,
каким образом им следует устроить быт свой, чтобы жить счастливо, и объявил,
какой скинии желает себе Предвечный, куда Он мог бы сходить и где мог бы
находиться среди них, «для того чтобы мы, переходя с одного места на другое,
были в состоянии брать ее с собой и нам не нужно было подниматься на Синай, так
как Предвечный сам будет посещать нашу скинию и там внимать нашим молитвам».
При этом Моисей показал народу две скрижали, на которых были начертаны десять
заповедей, по пяти на каждой. Сама рука Господня начертала их279.
Глава шестая
1. Когда евреи увидели скрижали и услышали это от вождя своего, они очень
обрадовались и не щадили рвения в сил, доставляя ему серебро, золото, медь,
лучшее дерево, не поддававшееся гниению от сырости, козьи шкуры и шерстяные
ткани, отчасти окрашенные в фиолетовый, отчасти в пурпурный цвет, другие были
яркокрасного, последние, наконец, совершенно белого цвета. Равным образом
народ приносил сырую шерсть соответственной окраски и чистое полотно,
драгоценные камни в дорогих оправах, которыми обыкновенно люди пользуются как
самым дорогим украшением, и, наконец, множество благовонных трав. Из такого
материала Моисей соорудил скинию280, которая ничем не отличалась от переносного
и походного храма. И вот, когда народ с таким рвением доставлял для этого
сооружения необходимый материал и каждый старался превзойти в обилии своих
пожертвований всех прочих, Моисей, по повелению Господа Бога, назначил для
постройки архитекторов, которых выбрал бы и сам народ, если бы ему
предоставлено было это право. Имена их (записанные в Св. Писании) были
следующие: Веселеил, сын Ури, из колена Иудова, племянник вождя по его сестре
Мариамме, и Елиав, сын Ис
|
|