|
ов. Затем подраздели
войска на отряды в пятьсот, сто, пятьдесят, тридцать, двадцать и десять человек
и отдай каждое из этих подразделений под команду одного выборного начальника,
который и будет именоваться сообразно численности порученного ему отряда. Те же
лица, которые пользуются у народа репутацией добросовестных и справедливых
людей, пусть будут судьями в их тяжбах; если же возникнет более серьезное дело,
то таковое они передадут тем, кто занимает более высокое общественное
положение; если же и эти затруднятся решением вопроса, то они могут снестись с
тобою. Таким образом результат получится вдвойне благоприятный: евреи будут
наслаждаться правосудием, ты же сам сможешь посвятить себя всецело служению
Господу Богу и еще более располагать Его к благоволению по отношению ко всему
народу».
2. Этот совет Рагуила Моисей принял охотно и поступил сообразно его
указанию. Впрочем, он никоим образом не приписывал себе чести изобретения этого
нововведения, не скрывал, кто виновник его, но охотно сообщил народу имя лица,
нашедшего это средство. В сочинениях своих он также назвал Рагуила автором
указанного распределения [еврейского народа], так как считал необходимым
свидетельствовать всю истину о лицах достойных, тем более что человеку пишущему
делает честь упоминание и чужих открытий. Таким образом, перед нами еще один
пример благородства Моисея, причем мы попутно в других местах этого сочинения
укажем еще и на другие подобные примеры275.
Глава пятая
1. Созвав народ, Моисей объявил ему, что пока он уйдет на гору Синайскую
для общения с Господом Богом, а затем вернется обратно с тем решением
Предвечного, какого он от Него удостоится276. Народ между тем должен
расположиться станом вблизи горы и свято чтить соседство Божества. С этими
словами Моисей отправился на Синай, самую высокую гору в той местности.
Благодаря своей чрезмерной величине и крутым склонам, возвышенность эта не
только является недоступною людям, но даже, если смотреть на нее, вызывает
страшное ощущение; а так как к тому же существовало предание, что тут пребывает
Божество, то гора эта вызывала священный ужас и никто не дерзал приблизиться к
ней.
Сообразно повелению Моисея, евреи расположились станом у подошвы горы и
были в радостном возбуждении при мысли, что Моисей вернется к ним назад с
наилучшими известиями и предвещанием всевозможных благ от Господа Бога. В
ожидании вождя своего они находились в праздничном настроении, совершали
всевозможные очищения и по приказанию Моисея воздерживались в продолжение трех
дней от общения с женами своими. В то же время они молили Господа Бога явить
Свое милосердие Моисею и даровать ему средство, которое могло бы утвердить их
благополучие. Себе же они разрешили более обильное и изысканное питание и
вместе с женами своими и детьми облеклись в наилучшие и красивейшие свои одежды.
2. Таким образом провели они в праздничном настроении два дня. На третий
же день, еще до восхода солнца, над всем станом евреев поднялось густое облако,
какого они раньше не видали, и окутало всю местность, где были расположены их
палатки. И в то время, как вся остальная местность кругом была залита солнечным
светом, вдруг поднялись ужасные вихри с сильнейшим проливным дождем, засверкали
молнии, вызывая трепет в зрителях, и раздавшиеся грозные громовые удары указали
на близость Божества и на то, что Оно вступило в милостивое общение с Моисеем.
Пусть всякий читатель составит об этом сам себе свое личное мнение: мое дело
рассказать обо всем том так, как о том повествуется в наших священных книгах.
Это зрелище в связи со страшным громом повергло евреев в ужас и трепет, потому
что они не привыкли к подобным явлениям, да к тому же и распространенное мнение,
что на эту гору снисходит сам Господь Бог, сильно возбуждало их расстроенное
воображение. Поэтому они печально сидели в своих палатках, считая Моисея
погибшим от гнева Господня и ожидая и себе подобной же участи.
3. И пока они находились в таком удрученном состоянии, вдруг явился к ним
Моисей, веселый и бодрый, и такой вид его сразу рассеял в них весь страх и
возбудил в них наилучшие надежды, тем более что недавно еще столь ужасная
погода сменилась с появлением Моисея солнечным сиянием и светом. Затем Моисей
созвал весь народ в собрание для того, чтобы внять повелениям Господа Бога.
Когда все были в сборе, он взошел на высокое место, откуда все могли его
услышать, и сказал: «Евреи! Подобно тому, как и раньше, Господь Бог милостиво
отнесся ко мне, и Он сам теперь между вами, в стане, для того, чтобы устроить
вашу жизнь наилучшим образом и преподать вам правильное государственное
устройство. Поэтому, во имя Его и тех благодеяний, которые он успел уже явить
нам, умоляю вас, не отвергайте того, что я скажу вам теперь, отнеситесь к этому
с должным вниманием и уважением, потому что я говорю с вами ныне не от лица
моего, но от имени Господа Бога. Итак, приняв во внимание все значение этих
слов, постарайтесь понять все величие Того, Кто говорит с вами и Кто не
пренебрег вступить со мною в сношение ради вашего же блага. Ведь при моем
посредстве удостаивает вас теперь своей речи не Моисей, сын Амарама и Иохаведы,
но Тот, Кто ради вас заставил Нил течь кровью и сокрушил гордыню египтян
многоразличными бедствиями; Кто указал вам путь через море; Кто сниспослал вам,
когда вы были в нужде, пищу с неба; Кто даровал из скалы воду жаждущим; волею
Которого Адам стал пользоват
|
|