|
м самых выдающихся евреев, каждого в отдельности, и, наконец, ободрил все
войско во всей его совокупности. Подготовив таким образом воинов к бою не
только путем увещеваний, но и снабдив их всем нужным в деле оружием, Моисей
поднялся на гору и поручил войско Господу Богу и Иисусу.
4. И вот оба войска сошлись и вступили в отчаянный рукопашный бой, в
котором бились очень храбро, постоянно побуждая к тому друг друга. И пока
Моисей воздымал руки свои к небу и держал их вверх, евреи побеждали амалекитян.
Но так как он не был в состоянии долго пребывать в таком тяжелом положении (а
между тем всякий раз, как он опускал руки, его войска терпели урон), то он
повелевал брату своему Аарону и Ору, мужу сестры своей Мариаммы, стать с обеих
сторон рядом с ним и поддерживать его руки, чтобы он не мог переставать
оказывать таким образом поддержку своему войску. Ввиду этого евреи совершенно
разбили амалекитян, которые наверно погибли бы все, если бы наступление ночи не
положило предела резне. Таким образом предки наши весьма кстати одержали
славнейшую победу, единовременно разбив напавших на них врагов и нагнав страх
на всех окрестных жителей; при этом им достались в награду за труды и лишения
значительные и прекрасные богатства: они захватили лагерь врагов, и им, которые
раньше нуждались даже в самой необходимой пище, теперь удалось завладеть, всем
вообще и каждому в отдельности, крупными богатствами. Этот бой принес им не
только минутную пользу, но был причиною прекрасных последствий и на дальнейшее
время, так как они не только физически отразили напавших на них врагов, но
покорили их себе и нравственно, нагнав поражением амалекитян большой страх на
все жившие в той местности туземные племена. Сами же они (как было уже
упомянуто) сильно обогатились, потому что захватили в лагере массу серебра,
золота и медной посуды для домашнего обихода, равным образом множество чеканной
серебряной и золотой монеты, тканой материи, ковров и оружия, всякого другого
имущества и скарба, а также все количество всевозможного скота, какой
обыкновенно всегда следует за лагерем. Кроме того, евреи стали мужественнее, и
вообще в их доблести произошла значительная перемена к лучшему; теперь они
всегда были готовы подвергать себя всевозможным трудностям, понимая, что трудом
можно добыть все, чего желаешь.
5. Таков был результат этой битвы. На следующий день Моисей приказал
снять доспехи с павших врагов и собрать оружие, брошенное бежавшими
неприятелями. Тем [из евреев], которые отличились особенной храбростью, он
раздал почетные награды, а военачальника Иисуса удостоил публичной похвальной
речи, свидетельствовавшей о совершенных им на глазах у всего войска доблестных
подвигах. Из евреев никто не пал в битве, неприятелей же – столько, что их
нельзя было и сосчитать. Для принесения благодарственной жертвы Моисей приказал
воздвигнуть алтарь и, назвав Господа Бога БогомПобедителем, предсказал, что
амалекитяне погибнут окончательно и что из них не уцелеет на будущее время ни
один за то, что они напали на евреев, когда те находились в пустыне в особенно
стесненном положении. Для войска же Моисей устроил пиршество.
Такова была первая война евреев, которую им пришлось вести с неприятелями
по выходе своем из Египта. После того как войско справило свой победный
праздник, Моисей дал ему отдохнуть ближайшие несколько дней после битвы и затем
повел евреев вперед уже в боевом порядке. Но так как вследствие массы багажа
они могли подвигаться очень медленно, то Моисей достиг лишь на третий месяц по
выступлении из Египта горы Синайской, где, как мы уже раньше сообщили, с ним
случились необычайные происшествия с терновником и прочие чудеса273.
Глава третья
Узнав об успехах Моисея, тесть его Рагуил радостно выехал к нему
навстречу, чтобы приветствовать его, Сапфору и детей их. Моисей также
обрадовался прибытию своего тестя и, совершив жертвоприношения, устроил для
народа угощение вблизи того тернового куста, который когдато уцелел в огне. И
весь народ, распределяясь по колоннам, принял участие в этом пире, Аарон же с
родственниками своими и Рагуилом стали петь хвалебные гимны в честь Господа
Бога за оказанную поддержку и за то, что Он явил себя виновником и дарователем
их свободы. Равным образом они прославляли и вождя своего, благодаря доблести
которого все им так отлично удалось. Рагуил, выражая свою признательность
Моисею, сказал много похвального также по адресу всего народа, но главным
образом он выразил свое удивление Моисею, проявившему столько мужества в деле
спасения своих друзей274.
Глава четвертая
1. На следующий день Рагуил заметил, что Моисей завален делом (потому что
он сам разрешал все споры между тяжущимися, так как все являлись к нему и тогда
только никто не считал себя обиженным, если тот лично разбирал дело; даже когда
люди проигрывали дело, то им казалось это легче, если все происходило по
строгому праву, чем если они приписывали такой исход произвольному решению).
Тогда Рагуил не сказал ничего, не желая мешать людям, обращавшимся за
справедливостью к доблестному вождю своему; но когда толпа [просителей] ушла,
шум умолк и он остался с Моисеем наедине, он решился дать последнему совет, как
следует поступать [при таких обстоятельствах]. Совет этот сводился к тому,
чтобы предоставить разрешение мелких дел другим лицам, тогда как разбор более
серьезных случаев и общая забота о благе всего народа должна была лежать на
самом Моисее: судить найдутся среди евреев и другие почтенные лица, тогда как
заботиться о благе стольких десятков тысяч людей не сможет никто иной, кроме
Моисея. «Зная сам о своих заслугах, – заметил Рагуил, – которые проявил ты в
деле спасения народа, служа Господу Богу, поручи другим или самим тяжущимся
разрешение их объединенных житейских споров, сам же ты посвяти себя
исключительно служению Предвечному и обрати все заботы свои на изыскание
средств к тому, чтобы выручать народ из бедственных положений. Воспользуйся
моим предложением, сделай точный смотр и исчисление войска и, разделив его на
десятки тысяч и на тысячи, назначь над ними начальни
|
|