|
а они с
избытком получат то, в чем нуждаются; пусть они при этом обратят внимание на то
обстоятельство, что эта вода достается им без всякого с их стороны труда и без
малейшего к тому усилия. Получив такое утешительное обещание от Господа Бога,
Моисей предстал пред народом, с ожиданием на него взиравшим: люди успели уже
заметить, как быстро он спускался к ним с утеса. Как только он был между ними,
он сообщил им, что Господь избавит их и от этого бедственного положения и в
милости Своей явит им спасение, на которое они никак не рассчитывали; что Он
заставит для них потечь из скалы реку. Услышав эти слова, они были в большом
недоумении и смущенно спрашивали, неужели им, утомленным путешествием и
изнемогающим от жажды, придется разбивать скалу. Но Моисей ударил по ней
посохом; она раздалась, и из нее обильно истекла самая свежая и прозрачная вода.
Народ был так поражен необычайностью совершившегося перед его глазами чуда,
что одного вида уже было довольно, чтобы утолить их жажду; когда же люди
напились освежительной и сладкой влаги, тогда только они поняли всю прелесть
этого дара Божия. На Моисея, как на любимца Предвечного, они стали теперь,
конечно, взирать с удивлением, а Господу Богу они принесли благодарственные
жертвы за Его к ним милостивую заботливость. Помещающееся в [нашем] храме Св.
Писание сообщает о том, что Господь Бог предсказал Моисею о таковом появлении
воды из скалы270.
Глава вторая
1. Так как молва о евреях успела распространиться уже далеко и о них
много говорили, то жителей страны обуял немалый страх и, обменявшись друг с
другом сведениями, они решили оказать евреям сопротивление и попытаться
совершенно уничтожить их. Особенно усердно к этому побуждали жители Говолиты и
Каменистой [Аравии]271, носившие название амалекитян272, самые воинственные из
тамошних племен. Цари их приглашали друг друга, равно как и соседей, принять
участие в войне с евреями, указывая на то, что евреи представляют из себя
чужеземное войско, бежавшее изпод ига египтян и теперь идущее на них. «Войском
этим, – говорили они, – нам пренебрегать не следует, но раньше, чем оно
окрепнет и усилит свое могущество и, не встречая с нашей стороны сопротивления,
само решится вступить с нами в бой, представляется наиболее основательным и
благоразумным побить его и отомстить ему за то, что сделало оно в пустыне, а не
дожидаться, пока евреи овладеют нашими городами и нашим имуществом. Те, кто с
самого начала старается сокрушить еще только возникающую силу врагов, поступают
благоразумнее тех, которые собираются подавить эту силу, когда она успеет уже
развиться. В последнем случае приходится бороться с преимуществом врагов, тогда
как в первом с самого начала можно не допускать никаких этих преимуществ».
Передавая путем посольств соседям своим подобные рассуждения и распространяя их
среди собственного народа, они достигли того, что было решено идти войной на
евреев.
2. Моисея, который никак не ожидал неприязненных отношений, эти действия
туземного населения крайне смутили и расстроили. И, когда враги приготовились
уже к битве и настал опасный момент, народ еврейский обуяло полное
замешательство, потому что приходилось сражаться с людьми прекрасно
вооруженными, тогда как у них самих ощущался крайний недостаток даже в наиболее
необходимом [оружии]. Тогда Моисей начал увещевать их и ободрять, приглашая
положиться на волю Господню: последняя вернула им свободу, она же даст им
возможность победить тех, кто вступает с ними в бой, оспаривая эту самую
свободу. Им следует принять во внимание, что войско их многочисленно и в
достаточной мере снабжено оружием, деньгами, пищей и всем тем, в уповании на
что люди обыкновенно вступают в бой, так как в лице Господа Бога евреи имеют
все это. Между тем силы противников ничтожны, безоружны и слабы, так что
Господь Бог не даст им в таком положении, в каком их видит, победить евреев.
Ведь евреи столь часто и в более серьезных положениях, чем эта война, успевали
убедиться, какого покровителя имеют они в лице Предвечного; ведь воевать им
придется теперь лишь с людьми, тогда как раньше, когда им приходилось бороться
с голодом и жаждою, когда горы и моря отрезали им всякий путь к отступлению, им
удавалось одолеть и такие преграды, благодаря милостивой помощи со стороны
Господа Бога. Пусть они поэтому теперь как можно смелее вступают в бой, так как
в победе над врагами заключается для них источник всевозможного благополучия.
3. Такими словами Моисей старался ободрить народ; затем созвал всех
старейшин и начальников отдельных отрядов и приказал младшим беспрекословно
повиноваться повелениям старших, а последним слушаться вождя. Теперь все смело
смотрели в глаза опасности и были готовы на все, так как надеялись освободиться
раз навсегда от всевозможных бедствий. Поэтому они просили Моисея не медлить и
тотчас вести их на врагов, чтобы отсрочка не охладила их рвения. Тогда Моисей
выделил из всей массы народной все военные силы и поставил начальником над ними
Иисуса, сына Навина, из колена Ефремова, человека весьма храброго, способного
переносить всякие тягости, крайне рассудительного и красноречивого, который
отличался глубоким благочестием, так как в этом деле наставником его был сам
Моисей, и потому пользовался большим уважением среди евреев. Небольшому отряду
тяжеловооруженных поручил он охрану воды, детей, женщин и вообще всего стана.
Затем в продолжение всей ночи войско готовилось к битве, поправляло оружие,
которое имело какиелибо изъяны, и собиралось вокруг своих начальников, чтобы
по данному Моисеем знаку немедленно вступить в бой. И Моисей в свою очередь не
спал, так как давал указания Иисусу насчет расположения войска в боевом порядке.
Когда же начало светать, он еще раз просил Иисуса не обмануть возлагаемой на
него в этом деле надежды и своими распоряжениями в сегодняшний день своего
начальствования стяжать себе славу в глазах всего войска. Затем он убеждал в
эт
|
|