|
чем они
обязаны Предвечному: как погибли египтяне, решившиеся против воли Господней
держать их в рабстве; каким образом одна и та же река обратилась для египтян в
кровь и вода ее стала для них непригодною, тогда как для евреев продолжала
оставаться сладкою и удобною для питья; как само море, очень далеко отступив
перед ними, дало им новый путь, по которому они спаслись, между тем как то же
море затопило бросившихся за ними в погоню неприятелей; как при отсутствии у
них оружия Господь Бог снабдил их и этим, как Он во многих случаях, когда евреи,
казалось, уже окончательно были обречены на погибель, неожиданно спасал их, и
каково должно быть, следовательно, всемогущество Предвечного. Поэтому они и
теперь не смеют отчаиваться в Его покровительстве, но должны терпеливо и без
волнения ожидать его, памятуя, что помощь эта никогда не опаздывает, хотя она и
не является раньше, чем они испытают некоторое бедствие. Им следует также
принять во внимание, что Господь медлит со Своею помощью не по забывчивости, но
для испытания их мужества и их любви к свободе, чтобы узнать, в достаточной ли
мере вы порядочны, чтобы ради этой свободы терпеть недостаток в пище и питье,
или предпочитаете быть в рабстве подобно скоту у хозяев, которые держат и
охотно кормят его, чтобы пользоваться его трудом. Наконец, Моисей сказал еще,
что он вовсе не беспокоится за свою личную безопасность (потому что для него
вовсе не будет таким ужасным несчастьем, если его несправедливо убьют), но
боится за них, как бы Предвечный не счел их за безбожников, если они побьют его
камнями.
5. Таким образом Моисей понемногу успокоил их, удержал их от того, чтобы
побить его камнями, и вызвал в них раскаяние в поступке, который они собирались
совершить. Но так как он был того мнения, что они доведены до такого
исступления лишь крайностью своего положения, Моисей решил прибегнуть к молитве
и обратиться за помощью к Господу Богу. Поэтому он взошел на высокую скалу и
вознес к Предвечному молитву, в которой просил о поддержке народу и облегчении
его нужды (ведь в Нем одном только все спасение народа) и молил простить народу
то, что он теперь совершил в своем смятении, так как род человеческий по
природе своей в несчастии всегда бывает нетерпелив и склонен к выражению своего
неудовольствия. И Господь Бог возвестил Моисею, что Он позаботится [о евреях] и
явит им желанную помощь. Услышав от Предвечного такое обещание, Моисей
спустился к народу. И когда последний увидал его радостное возбуждение от
обещания Господня, то и их подавленное настроение заменилось весельем. Став
среди народа, Моисей возвестил ему, что явился от Господа Бога с освобождением
от гнетущих народ бедствий. И действительно, спустя немного времени изза моря
прилетело множество перепелок (эта порода птиц водится более других у
Аравийского залива)266, а так как они были в одно и то же время очень утомлены
от перелета, да перепелки и вообще летают ниже других птиц, то они спустились
на землю как раз среди еврейского стана. Народ же, видя в них ниспосланную
самим Господом Богом птицу, ловил этих птиц и утолял ими свой голод. Тогда
Моисей обратился снова уже с благодарственной молитвой к Предвечному за быстрое
оказание обещанной помощи.
6. Немедленно же после этого первого доставления пищи Господь Бог послал
евреям еще другое. Именно, когда Моисей поднял руки свои к небу для молитвы, на
них упало нечто вроде росы. Так как оно оставалось на руках, то Моисей,
предполагая и в этом пищу, ниспосланную от Господа Бога, отведал от нее и с
радостью убедился, что не ошибся. Но так как народ был в недоумении, считая,
что идет снег, как то бывает в зимнее время года, то Моисей объяснил ему, что
это вовсе не роса падает с неба на гибель им, но пища для спасения их. Для
большей убедительности он дал им отведать этого небесного дара и сам подал им
пример. Народ последовал примеру своего вождя и обрадовался новой пище, потому
что она была похожа по сладости и приятности на мед, по виду своему походила на
бделлий, а по величине на зерна кориандра267. Тотчас все принялись усердно
собирать эту пищу. Тут же было повелено, чтобы каждый собирал ежедневно ровно
ассарон (это известная мера)268; тогда у евреев не будет недостатка в пище и,
равным образом, слабосильным будет дана возможность собирать также для себя, а
более сильные не смогут отнимать у слабых их пищу. Впрочем, те, кто хотел
собрать более положенного количества, не облегчал себе тем своей задачи, потому
что никто не находил более одного ассарона. Впрочем, и от того запаса, который
сохранялся некоторыми до следующего дня, никому не было никакой пользы, так как
пища портилась от червей и приобретала горечь. Вот какою необыкновенною была
эта ниспосланная Господом Богом пища. При этом те, кто ею обладал, не нуждались
уже ни в какой другой. Впрочем, еще и поныне вся та местность изобилует этим
продуктом, после того как тогда Предвечный ниспослал его Моисею в пищу народу.
Евреи называют его манною, потому что слово представляет на нашем языке вопрос,
значащий «Что это такое?». Евреи могли наслаждаться этою пищею, ниспосланною им
с неба, еще продолжительное время, так как они пользовались ею в продолжение
всех тех сорока лет, которые они провели в пустыне.
7. Когда евреи, выступив отсюда, прибыли в Рафидин269, то страдания их от
жажды достигли крайних пределов, потому что они встретили на пути своем лишь
немного источников, а теперь попали в местность совершенно безводную. Поэтому
они снова очутились в бедственном положении и опять среди них возникло
неудовольствие против Моисея. Последний на короткое время скрылся от взоров
рассвирепевшей толпы и обратился с молитвою к Господу Богу, умоляя Его даровать
и теперь народу и питье, подобно тому как Он ниспослал ему в опасную минуту
пищу, так как без воды последнее благодеяние теряет свое значение. Предвечный
не замедлил опять явить Свое милосердие и обещал указать Моисею источник и
большое обилие воды там, где народ того и не ожидает. Затем Он повелел Моисею
ударить посохом по той скале, которую они видят перед собою, и тог
|
|