|
ода Бога среди
людей, и повелел ему смело вернуться в Египет, стать тут начальником и
руководителем еврейской простонародной массы и освободить своих соплеменников
от тех унизительных притеснений, которым они там подвергаются. «Ведь они будут
населять ту счастливую страну, – продолжал раздаваться голос, – в которой жил
предок ваш Аврам, и будут пользоваться всеми ее благами. Все это доставишь им
ты своим умным руководительством». Когда же он выведет евреев из Египта, то ему
повелевается принести в этом самом месте благодарственную жертву. Так вещал
голос из огня.
2. Пораженный всем виденным, а еще более услышанным предвещанием, Моисей
сказал: «Не доверять могуществу Твоему, Господи, перед которым я преклоняюсь и
которое Ты, как я знаю, явил нашим предкам, я считал бы безумием и
несовместимым с моим рассудком. Тем не менее я недоумеваю, как мне, лицу
частному и не пользующемуся никаким влиянием, уговорить моих соплеменников
покинуть страну, которую они теперь населяют, и последовать за мною туда, куда
я поведу их; далее, если бы мне даже удалось уговорить их к тому, то каким
образом заставлю я фараона согласиться на такой исход людей, на трудах и
работах которых египтяне основывают свое собственное благосостояние».
3. Но Господь Бог посоветовал Моисею быть увереннее и обещал лично помочь,
даровав ему, где нужно будет, красноречие, а где потребуется наглядный пример
– соответствующую силу. При этом для большей убедительности Своего обещания
Господь Бог повелел Моисею бросить на землю посох242. Когда он это сделал, то
посох обратился в змею, которая стала извиваться спиралью, подняла голову, как
бы готовясь защититься от нападающих, а затем опять обратилась в посох. После
этого Господь Бог повелел Моисею сунуть правую руку за пазуху. Сделав это,
Моисей вынул ее, и она была бела и похожа по цвету на известь, но потом опять
обратилась в прежнее обычное свое состояние. Далее Господь приказал взять
гденибудь поблизости воды и вылить ее на землю, и он увидел, что вода
обратилась в жидкость, похожую на кровь. Изумленного всем этим Моисея Господь
убедил быть посмелее и верить в то, что Предвечный будет ему всегда его самым
могущественным покровителем; «и ты будешь применять во всевозможных случаях эти
чудеса для того, чтобы убедить людей, что ты послан Мною и совершаешь все
сообразно Моему повелению. Итак, Я приказываю тебе без замедления поспешить в
Египет, не отдыхать ни днем ни ночью, чтобы потерей здесь времени не заставлять
евреев еще дольше томиться в их рабстве».
4. Не имея причины не доверять тому, что возвестил ему Господь Бог, и
лично увидев и услышав такие достоверные вещи, Моисей возблагодарил Предвечного
и просил Его даровать ему чудодейственную силу также и в Египте. При этом он
умолял также Господа Бога не отказать ему сообщить Его собственное, настоящее
имя, чтобы он знал и Его, так как Предвечный уже удостоил его Своим разговором
и лично показался ему. Тогда он при жертвоприношениях будет обращаться к Нему с
подобающим Ему воззванием243. И Господь Бог раскрыл Моисею Свое настоящее,
раньше людям неизвестное имя. Но говорить о нем я не смею244.
Моисей же получил возможность совершать эти чудеса не только на данный
случай, но и навсегда, когда в том представилась бы надобность. Все это его еще
более убедило в истине божественного обещания из огненного куста и в
необходимости полного упования на поддержку со стороны Господа Бога; он
укрепился еще более в надежде на спасение своих соплеменников и на то, что
Предвечный накажет египтян245.
Глава тринадцатая
1. Узнав, что умер царь египетский, фараон, от которого он некогда бежал,
Моисей стал просить у Рагуила разрешения вернуться на пользу своих
соплеменников в Египет. Взяв затем жену свою Сапфору246, дочь Рагуила, и
сыновей своих от нее, Герсона и Елеазара, Моисей отправился в Египет. Что
касается имен сыновей, то Герсон означает на еврейском языке, что он прибыл в
чужую страну, Елеазар же – что он бежал от египтян при содействии родного
своего Бога247. Недалеко от границы Египта, по повелению Господа Бога,
встретился Моисею брат его Аарон, которому он тотчас сообщил все,
приключившееся с ним на горе, а также поручения, данные ему Предвечным. Когда
они совершили еще часть пути, то навстречу им вышли самые родовитые из евреев,
которым было уже сообщено о прибытии Моисея. Когда последний рассказал и им о
цели своего прибытия и они не хотели поверить словам его, то он убедил их
представленными им чудесами. Пораженные этим неожиданным и невиданным зрелищем,
евреи воспрянули духом и стали твердо надеяться, что Господь Бог позаботится об
их спасении.
2. После того как Моисей таким образом уже успел склонить на свою сторону
евреев, получил от них согласие на беспрекословное повиновение его приказаниям
и увидел, что они действительно жаждут свободы, он явился к царю248, лишь
недавно вступившему во власть, и стал излагать ему, какую услугу оказал он
египтянам, когда те были унижены эфиопами и когда страна их подверглась
разграблению, как он подвергал себя за них, как будто за родных своих
единоплеменников, трудам и опасностям войны и как он за все это не получил от
них должного воздания. Затем он подробно сообщил царю все, случившееся с ним на
горе Синай, как говорил с ним Господь Бог и какие чудеса были явлены Им для
подтверждения основательности повелений Его. Далее Моисей стал просить фараона
отнестись с доверием ко всему этому и не противиться [столь явно выраженному]
желанию Господа Бога.
3. Когда же царь начал глумиться над этим, Моисей на деле дал ему
возможность своими глазами увидеть те чудеса, которые произошли на горе Синай.
Однако царь рассердился и назвал его гнусным обманщиком, который бежал когдато
от египетского рабства, а теперь хитро обставил свое возвращение и пытается
своими фокусами и магическими предс
|
|