|
против врагов, тут
возвышались за стенами еще огромные искусственные валы, которые должны были
служить более надежною защитою против напора воды при разливе и делали врагам
взятие города крайне затруднительным, если бы им даже удалось переправиться
через реки. И вот, пока Моисей с крайним неудовольствием видел тут бездействие
своего войска (так как враги не решались вступить в бой), с ним случилось
следующее происшествие. У эфиопского царя была дочь Фарбис. Видя, как близко
Моисей подводит войско свое к стенам [города] и как он храбро сражается, и
удивляясь его необычайно умелым распоряжениям, поняв, что, благодаря ему,
египтяне, потерявшие было свою свободу, теперь снова ее себе вернули и
пользуются таким успехом, тогда как столь гордившиеся своими удачами эфиопы
стеснены и подвергаются крайней опасности, она воспылала безумной страстью к
Моисею. Так как это чувство все более и более овладевало ею, она решилась
послать к Моисею самых верных слуг своих для переговоров о браке. Когда он
поставил условием для этого сдачу города и дал клятвенное обещание, что он,
женившись на царевне и заняв город, не нарушит договоров, то тотчас же было
приступлено к делу. Возблагодарив после покорения эфиопов Господа Бога, Моисей
вступил в брак и повел египетское войско обратно на родину.
Глава одиннадцатая
1. Те же, которые спаслись благодаря Моисею237, почувствовали к нему еще
большую ненависть и еще более страстно стремились привести в исполнение свои
коварные намерения относительно него, так как боялись, что Моисей ввиду своего
успеха задумает совершить государственный переворот в Египте. Ввиду этого они
стали советовать царю убить его. Царь и сам по себе уже подумывал об этом,
отчасти оттого, что завидовал военным удачам Моисея, отчасти же из страха быть
свергнутым им. Когда же его к этому подстрекнули также и книжники, фараон
окончательно решил избавиться от Моисея. Узнав заблаговременно об этом коварном
замысле, последний, однако, тайно бежал, а так как все дороги были оберегаемы
стражей, то он направил путь свой по пустыне и таким местам, где он не рисковал
попасться в руки врагам. И хотя он терпел недостаток в пище, он, благодаря
стойкости своего характера, всетаки уходил, не обращая внимания на бедствия.
Прибыв наконец к городу Мадиане, лежащему у Чермного моря238 и носившему свое
имя по одному из сыновей Аврама от Хетуры, он присел недалеко от города около
ближайшего колодца, чтобы отдохнуть от усталости и изнурения. Дело было в
полдень. Тут, благодаря тамошним обычаям, Моисею представился случай совершить
деяние, которое обнаружило всю его добродетель и доставило ему возможность
устроиться значительно лучше.
2. Так как в той местности чувствовался недостаток в воде, то пастухи
наперерыв друг перед другом старались овладеть колодцами, чтобы стада не
оставались без воды, если другие вычерпают ее раньше их. И вот к тому колодцу
пришли семь девушексестер, дочери священнослужителя Рагуила, пользовавшегося
большим почетом у тамошних жителей. Они стерегли стадо отца своего, так как это
дело, по обычаю жителей Троглодиты, лежит также на обязанности женщин239. Придя
раньше других к колодцу, они стали накачивать воду для своих стад из желобов,
которые были сделаны для спуска влаги. Когда же затем появились пастухи и стали
отгонять девушек, чтобы самим овладеть водой, Моисей счел позорным относиться
хладнокровно к оскорблению девушек и дозволить, чтобы сила этих мужчин
восторжествовала над правом девушек; поэтому он оказал последним необходимую
поддержку и отогнал желавших прибегнуть к насилию пастухов. Получив от Моисея
такую поддержку, девушки возвратились к отцу своему, рассказали ему о насилии
пастухов и о помощи со стороны чужестранца и просили вознаградить последнего за
его добрый поступок, не откладывая этой благодарности. Рагуил240 сердечно
отнесся к чувству благодарности дочерей своих, которое они питали к человеку,
оказавшему им поддержку, и велел привести к себе Моисея, чтобы должным образом
отблагодарить его. Когда Моисей явился, то старик сообщил ему, как дочери
отнеслись к оказанной им помощи, а затем, выразив ему свою признательность за
его доброе дело, сказал, что он оказал поддержку отнюдь не людям, которые могли
бы безразлично отнестись к этому, но таким, которые способны чувствовать
благодарность и сумеют своей признательностью еще превзойти оказанную им услугу.
Затем он принял Моисея к себе в дом как сына и дал ему в жены одну из
дочерей своих; вместе с тем он назначил его заведующим и хозяином всех стад
своих (которые в древности у варваров составляли все их богатство)241.
Глава двенадцатая
1. Будучи так хорошо принят Иофором (таково было прозвище Рагуила),
Моисей остался у него пасти его стада. Спустя некоторое время он однажды погнал
скот на гору Синай, которая выше всех тамошних вершин и представляла особенно
хорошее пастбище, так как там росла отличная трава. Ввиду существования поверья,
что тут обитает божество, травы этой не трогали и пастухи не решались вступать
на эту гору. Тут Моисею представилось необычайное зрелище.
Терновый куст стоял весь в огне, причем пламя не касалось ни окружавшей
его травы, ни цветов; также и зеленые ветви куста оставались невредимыми, хотя
пламя было очень сильное и большое. Моисей испугался при виде этого
необычайного зрелища, но был поражен еще более, когда услыхал раздавшийся из
огня голос, назвавший его по имени и вступивший с ним в разговор. Тут Моисею
была указана дерзость, с которой он решился вступить в местность, на которую
раньше, вследствие ее святости, не дерзал вступать ни один смертный, и был дан
совет отойти как можно дальше от пламени и, как богобоязненному человеку и
потомку великих мужей, удовольствоваться виденным, а не стараться глубже
проникнуть в смысл всего этого. При этом голос предсказал Моисею также его
будущую славу и почести, которые он стяжает себе при помощи Гос
|
|