|
думала усыновить и сделать его [со
временем] наследником твоего царства». С этими словами она подала ребенка отцу
на руки. Последний взял его и, прижав к груди своей, из желания выказать дочери
расположение, надел на него свою диадему. Но Моисей швырнул корону на землю,
сорвав ее с себя в детской шаловливости, и стал топтать ее ножками. Это было
дурным предзнаменованием для царя. Когда это увидел тот самый ученый, который
[когдато] предсказал, что рождение Моисея будет началом унижения власти
египтян, то он бросился [на ребенка] с целью убить его; при этом он громко
закричал:
«Царь! Это именно тот ребенок, которого Бог велел нам убить, чтобы быть в
безопасности. Своим поступком он ведь подтверждает правильность предсказания,
глумясь [теперь уже] над твоею властью и топча ногами твою корону. Поэтому убей
его, тем освободи египтян рот страха перед ним и обмани надежды евреев, которые
вызовет в них эта его смелость». Однако Фермуфис быстро велела убрать ребенка и
предупредила исполнение этого совета; к тому же и царь медлил с приказанием
бить его, так как к тому побуждал его Господь Бог, который заботился о спасении
Моисея234. Затем его воспитывали с большою заботливостью. И в то время как
евреи возлагали на него все свои надежды, египтяне относились к его воспитанию
с подозрением. Но так как не было прямой причины, по которой убил бы его либо
царь (вдобавок родственный ему теперь благодаря усыновлению), или ктонибудь
другой, кто решился бы на это в интересах египтян ввиду известного предсказания,
то его никто и не думал убивать235.
Глава десятая
1. Затем Моисей, о рождении, воспитании и юности которого было сообщено
вышеуказанным образом, доказал египтянам свою доблесть, равно как и то, что он
родился для унижения их и для возвеличения евреев. Поводом к этому ему
послужило следующее обстоятельство: эфиопы (соседи египтян) ворвались в их
страну, похитили у них все имущество и угнали весь скот египтян. В ярости
последние пошли на эфиопов походом, чтобы отомстить им за обиду, но,
побежденные в битве, одни из них пали, другие же искали спасения в постыдном
бегстве на родину. Эфиопы следовали за ними по пятам, считая трусостью не
занять всего Египта, еще далее проникли в страну и, вкусив от тамошних благ,
уже не хотели более от них отказаться. Напав поэтому сперва на пограничные
области, которые не осмелились оказывать им сопротивление, они дошли до Мемфиса
и до самого моря, причем ни один город не смог противостоять перед ними.
Стесненные таким грустным оборотом дел, египтяне прибегли к вопрошанию оракулов
и к прорицаниям. Бог их посоветовал им обратиться за помощью к евреям, и фараон
потребовал у своей дочери выдачи Моисея, чтобы он послужил ему в качестве
военачальника. Царевна предоставила Моисея отцу, заставив последнего поклясться,
что юноша не подвергнется с его стороны никакому насилию; на эту просьбу о
помощи она смотрела как на великое (оказываемое ею стране) благодеяние и стала
упрекать жрецов, которые советовали убить Моисея, в том, что они теперь не
стыдятся просить его о помощи.
2. Упрошенный Фермуфисою и фараоном, Моисей усердно взялся за это дело.
Равным образом радовались и ученые книжники обоих народов: египетские – тому,
что теперь, когда они, благодаря доблести Моисея, победят врагов, им
представится возможность избавиться и от него какимнибудь коварным способом;
еврейские – тому, что у них возникала надежда на освобождение от египтян под
предводительством Моисея. Желая предупредить врагов раньше, чем они могли бы
узнать о его на них нападении, Моисей отправил против них войско не морским
путем, но сухопутным. При этом он дал образчик своего изумительного ума. Дело в
том, что путешествие по суше представляло большие затруднения ввиду множества
змей. Их там страшное обилие, причем существуют и такие, которые в других
местах нигде не водятся и отличаются силой, злокачественностью и безобразным
видом; некоторые из них вдобавок обладают крыльями, так что не только могут
оказать вред, крадучись по земле, но и, налетая сверху, нападать на людей,
которые того совершенно не ожидают. И вот Моисей придумал для большей
безопасности и спокойствия войска следующее удивительное средство: он велел
приготовить плетеные коробки из тростника, наполнить их ибисами и взять с собой.
Эти птицы очень враждебно относятся к змеям, которые быстро удаляются при их
появлении, но, попавшись ибисам, налетающим на них с быстротою оленя, уносятся
и пожираются последними. При этом ибисы легко приручаются, не изменяя своего
отношения только к змеям. Впрочем, так как греки хорошо знакомы с этими птицами
и их внешностью, я не буду здесь останавливаться на их описании. И вот, когда
Моисей добрался до местности, где водятся змеи, он стал выпускать ибисов на
змей и пользовался их борьбой, чтобы оградить свое войско. Совершая таким
образом переход, Моисей нагрянул на эфиопов раньше, чем они могли предполагать
это. Затем он сошелся с ними в бою, победил их и отнял у них всякую надежду на
подчинение египтян. Немедленно за этим он двинулся на города эфиопские и при
завладении ими произвел большую резню среди жителей. Увидев такое геройство
Моисея и уже почувствовав его результаты, египетское войско перестало теперь
страшиться всяких затруднений, так что для эфиопов оставался лишь печальный
выбор между пленом или полнейшим разорением. Наконец они были оттиснуты в
главный город Эфиопии Саву, который Камбиз впоследствии переименовал в честь
своей родной сестры в Мерое236, и подверглись здесь осаде. Это место было почти
неприступно, так как с одной стороны его обтекал полукругом Нил, с другой же
стороны – две другие реки, Астап и Аставор, своим течением отрезали наступающим
доступ. Внутри же, на острове, находился самый город, окруженный крепкой
стеной; и хотя реки служили ему достаточным оплотом
|
|