|
велел кормить его лучшей пищей, чем
других узников. И вот случилось, что последние, отдыхая от тяжелой работы своей,
разговаривали между собой и участливо, как это обыкновенно бывает среди
товарищей по несчастию, разузнавали друг от друга о причинах своего наказания.
Между этими арестантами находился также и некогда пользовавшийся у царя большою
милостью виночерпий, который в минуту царского гнева был брошен в темницу.
Будучи скован одною цепью с Иосифом, он привык к последнему и полюбил его;
ставя высоко ум юноши, он рассказал ему однажды сон, который он видел, и просил
истолковать его смысл, причем был крайне недоволен, что к горю, причиненному
ему фараоном, присоединяются еще мучения и заботы, посылаемые ему Божеством в
форме сновидений.
2. Итак, он рассказал Иосифу, что ему приснилась виноградная лоза с тремя
отпрысками, на каждом из которых висели большие и вполне зрелые грозди; их он
сам выдавил в чашу, которую держал царь, процедил затем напиток и дал его
выпить фараону, причем последний принял его с удовольствием. Таков то был сон,
сказал он и попросил, если Иосиф сможет истолковать его, объяснить ему значение
этого сновидения. Иосиф же посоветовал ему успокоиться и рассчитывать на то,
что через три дня он будет освобожден от оков, так как царь захочет видеть его
снова среди слуг своих и вновь поставит его на прежнюю службу. Виноградные
плоды, пояснил он. Господь Бог даровал людям на радость, подобно тому как
виноградная кисть служит предметом их жертвоприношения Ему Самому, так она
вызывает и между людьми доверие и дружбу, уничтожая вражду, отнимая у них горе
и печали и побуждая их к веселью. «Ты говоришь, что ты выдавил своими
собственными руками сок из трех кистей и подал царю. Знай же, что ты видел
хороший сон, предвещающий тебе избавление от этого заточения по истечении
стольких дней, из скольких кистей ты во сне выдавил сок. Когда же ты убедишься
в справедливости этого, то вспомни о том, который дал тебе это хорошее
толкование, и, будучи на свободе, не забудь меня, которого ты тут оставишь, в
то время как ты уйдешь, сообразно моему толкованию. Ведь я попал без всякой
вины в тюрьму, но терплю это наказание, как преступник, за добродетель и
скромность, в силу нежелания путем собственного благополучия опозорить человека,
так со мною поступившего». Виночерпий, естественно, крайне обрадовался, когда
услышал такое истолкование сна, и стал выжидать предвещанных последствий.
3. И вот другой узник, попавший в тюрьму вместе с виночерпием, именно
начальник над царскими пекарями, преисполнился добрых надежд, после того как
Иосиф указанным образом истолковал сновидение (он и сам видел сон), и стал
просить Иосифа сказать, что означает сновидение, которое у него было предыдущею
ночью, а именно: «Мне показалось, будто я несу на голове три корзины; из них
две были полны хлеба, а третья наполнена мясом и другими съестными припасами,
которые обыкновенно подаются царю; на это налетели большие птицы и пожрали все,
сколько я ни старался отогнать их». Он думал, что толкование этого сна будет
подобно истолкованию сна виночерпия. Между тем Иосиф, внимательно обдумав этот
сон и сказав, что ему хотелось бы быть истолкователем лучшего, чем предвещаемое,
по его мнению, этим видением, сообщил, что пекарю придется жить еще только
всегонавсего два дня (это означают корзины), а на третий он будет распят и
станет добычей хищных птиц, причем нет никакой возможности отвратить такое горе.
И действительно, как Иосиф сказал, так и случилось: когда на третий день царь
праздновал свое рождение, то он велел казнить начальника хлебопеков, а
виночерпия освободить из тюрьмы и поставить на прежнюю должность.
4. После того как Иосиф два года протомился в заключении, не получив в
воспоминание за предсказание от виночерпия никакой помощи. Господь Бог сам
освободил его из темницы, устроив это следующим образом: царьфараон увидел в
одну ночь два сна и получил для каждого из них два истолкования, которые он
забыл, хотя и помнил самые сны195. Будучи сильно озабочен этим (тем более что
сны казались ему зловещими), он с наступлением дня созвал самых ученых египтян
и попросил их изложить ему значение его сновидений. Когда же те смутились, то
царь заволновался еще более. Увидя царя в таком состоянии, виночерпий вспомнил
об Иосифе и его умении разгадывать сны, предстал перед фараоном и рассказал ему
об Иосифе: как ему самому в темнице приснился сон, как тот ему изложил его и
как все это точно исполнилось, а именно, что в указанный день начальник
хлебопеков действительно был казнен и как ему самому вышло все то, что предрек
ему Иосиф; что Петефрес, начальник поваров, велел его, раба своего, отправить в
заточение; что Иосиф называет себя евреем и происходит из славной семьи. «Пошли
за ним, невзирая на то, что он находится в положении преступника, и узнаешь от
него значение своих сновидений». Тогда царь повелел привести к нему Иосифа, а
посланные за ним облекли его в лучшие одежды и привели в надлежащий вид, чтобы
он мог предстать перед фараоном.
5. Схватив Иосифа за руку, последний обратился к нему со следующими
словами: «Юноша (о выдающихся твоих качествах и уме твоем мне только что было
сообщено со стороны одного из моих слуг), прояви и по отношению ко мне ту же
самую доброту, которой ты удостоил его, сказав мне, что означают виденные мною
сны. Только я желаю, чтобы ты из ложного страха не скрывал от меня ничего и не
говорил, из желания польстить или доставить мне удовольствие, какуюнибудь
неправду, хотя бы истина и оказалась зловещею. Мне казалось, что, гуляя по
берегу реки, я вижу семь упитанных и отменной величины коров, которые выходили
из воды и направлялись к низине, и что семеро других, но очень тощих и страшных
на вид, вышли из болота навстречу первым; при этом тощие коровы, пожрав жирных
и больших, нисколько не поправились, но оставались такими же истощенными и
го
|
|