|
тем обратился сам к
обвинению Лавана в том, что последний, несмотря на то что он брат его матери и
выдал за него замуж своих дочерей, притеснял его всевозможными затруднениями в
продолжение целых двадцати лет. То, что он с ним сделал под предлогом выдачи
дочери замуж, хотя и было тяжело, однако может быть названо легким в сравнении
с тем, что было после брака: от этого убежал бы даже враг. И действительно,
Лаван поступил крайне неприглядно с Иаковом. Так как он видел, что во всех
начинаниях Господь Бог помогает Иакову, то Лаван обещал дать ему то белых, то
черных ягнят приплода; и всякий раз, когда следуемый по данному Иакову слову
приплод оказывался довольно значительным, Лаван не сдерживал своего обещания
тотчас же, но обещал дать следуемое ему на будущий год, вследствие того что не
желал значительного увеличения состояния Иакова; поэтому он, ошибаясь каждый
раз в своем расчете, давал зятю обещания на будущее, в чаянии, что он не
оправдает возлагаемых на него надежд168.
11. Относительно же идолов (взятых из дома Лавана) Иаков предложил
обыскать его. Когда же Лаван приступил к обыску, Рахиль предусмотрительно
спрятала идолов в кобуру того верблюда, на котором ехала, а сама села на нее,
говоря, что у нее наступило месячное очищение. При таких условиях Лаван
отказался от дальнейшего обыска, полагая, что дочь его в таком состоянии не
посмеет приблизиться к идолам. Затем он дал Иакову клятвенное обещание не
поминать случившегося, а Иаков поклялся ему, что [всегда] будет любить его
дочерей. Этими клятвенными уверениями обменялись они на известных горных
высотах, на которых воздвигли колонну в форме алтаря. Отсюда эта возвышенность
получила имя Галад169, вследствие чего и всю ту местность ныне называют страною
Галаадскою. По заключении договора пиршеством Лаван возвратился домой170.
Глава двадцатая
1. В то время как Иаков продолжал свой путь в Хананею, ему являлись
видения, дававшие ему прекрасные надежды на будущее. Место это Иаков назвал
«станом Божиим»171. Желая знать, как относится к нему его брат, он выслал
вперед лазутчиков, которые должны были разведать все в точности, так как Иаков
боялся со стороны Исава прежнего нерасположения. При этом он поручил посланным
сказать Исаву, что Иаков, считавший невозможным жить вместе с ним вследствие
его гнева против него, добровольно покинул страну, теперь же, полагая, что
наступило удобное время для примирения, возвращается назад, желая с самым
ценным своим имуществом, с женами, детьми и средствами к жизни предать себя в
его руки, потому что считает величайшим счастьем поделиться с родным братом
всем, что даровано ему Господом Богом. Посланные сообщили об этом Исаву,
который очень тому обрадовался и выступил навстречу брату с четырьмястами
тяжеловооруженными воинами. Иаков же, узнав, что он идет к нему со столькими
воинами, испугался, хотя стал уповать в надежде на спасение на Господа Бога и
на всякий случай принял все меры предосторожности, чтобы избежать опасности как
самому, так и своим домашним и одолеть врагов, если бы они вздумали обидеть его.
Поэтому он разделил своих спутников на два отряда; один из них он послал
вперед, остальным же приказал непосредственно следовать за первыми, для того
чтобы первые могли спастись за последними, если бы, в случае нападения со
стороны брата, передовой отряд потерпел поражение. Распределив таким образом
свои силы, он послал нескольких человек с дарами к брату. То были вьючные
животные и масса мелкого скота, о которых Иаков думал, что они вследствие
недостатка в них [у Исава] явятся в его глазах особенно ценными. Посланные
между тем двигались с интервалами для того, чтобы, являясь друг за другом,
казалось, что их много. Этими подарками Иаков рассчитывал смягчить гнев брата,
если бы тот все еще питал к нему неприязненное чувство. Кроме того, он велел
посланным обращаться к нему с ласковыми речами.
2. Употребив на эти распоряжения целый день, Иаков с наступлением ночи
двинулся вперед со своими людьми. И когда они переходили через быстрый поток
Иавакх172, то Иаков несколько отстал от других, и тут ему представилось видение,
которое вызвало его на бой. Однако Иаков одолел его, и оно заговорило с ним
человеческим голосом и сказало, чтобы он радовался, так как он осилил ни больше
ни меньше как посланца Божия; пусть он видит в этом предвещание великих будущих
благ, что его род никогда не прекратится и что он никогда не подпадет власти
человеческой; затем оно повелело ему именоваться Израилем, что на еврейском
языке означает «противник ангела Божия». Все это предсказало ему видение, по
настоятельной просьбе Иакова, так как последний, заметив, что то ангел Божий,
просил сказать ему о будущей судьбе его. После этого сообщения видение
исчезло173, Иаков же в великой радости (вследствие предвещания) назвал это
место Фануилом, что значит «лик Божий». А так как он после борьбы ощутил боль в
одной из жил, в боку своем, то он сам стал воздерживаться от употребления в
пищу этой части животных и потому также и мы не считаем ее съедобною.
3. Когда Иаков узнал, что брат его уже близок, то он велел женам своим, и
притом каждой отдельно со своими прислужницами, двинуться вперед, для того
чтобы они могли издали присутствовать при битве воинов, если бы на то решился
Исав. Затем он и сам приблизился к брату своему, который, однако, нисколько не
злоумышлял против него, и поклонился ему. Исав же обнял его и спросил, где его
дети и жены, а затем, осведомившись обо всем их касающемся, предложил
направиться вместе с ними к отцу; но когда Иаков указал на утомленность вьючных
животных, то Исав вернулся в Сайр, где он проводил жизнь свою. Местность эта и
была им названа так по обилию его волос на теле174.
Глава двадцать первая
1. Иаков между тем прибыл в то место, которое еще и поныне называется
«Шатрами», откуда он направился к Сикиму175. Это хананейский город. В то время
как жители его справляли праздник, е
|
|