|
тнюдь не препятствует его женитьбе и на Рахили,
которую он, если Иаков ее любит, выдаст за него по истечении другого семилетия.
Иаков согласился на это, так как любовь его к этой девушке не позволяла ему
поступить иначе. И действительно, по истечении второго семилетия он женился на
Рахили163.
8. У обеих сестер было по служанке, которых отдал за ними отец их: у Лии
– Зелфа, у Рахили же – Валла. Впрочем, то были не рабыни, но лишь служащие. Лию
очень огорчала любовь мужа ее к сестре; и вот в надежде заслужить его
расположение, если родит ему детей, она постоянно молилась о том Господу Богу.
Когда же у нее родился мальчик и муж ее, вследствие того, стал относиться к ней
ласковее, она назвала сына своего Рувилом, так как он был ей дарован Господом
Богом из сострадания; последнее именно и обозначается этим именем. С течением
времени у нее родилось еще трое других сыновей: Симеон (это имя означает, что
Господь Бог стал внимать ее мольбам), затем Леви, т. е. способный скреплять узы,
а за ним Иуда, имя которого означает «благодарность». Между тем Рахиль, боясь,
как бы отношения ее не изменились к мужу, благодаря плодородию сестры своей,
убедила Иакова соединиться с ее служанкою Валлою. От последней родился ребенок,
именем Дан (что, по мнению некоторых, значит по гречески Феокрит, т. е. «Божие
решение»), а за ним Нефталим, т. е. такой, который не поддается ни на какую
хитрость, ввиду того, что здесь была пущена в ход уловка относительно
плодородия сестры. Впрочем, такую же уловку применила и Лия, для того чтобы
противодействовать проискам сестры своей: потому и она привела к соединению с
мужем свою служанку. И вот от Зелфы родился сын Гад (т. е. «случай»), а за ним
Асир, т. е. «счастливый», вследствие того что он способствовал благополучию Лии.
Когда же [однажды] старший из сыновей Лии, Рувил, принес матери своей яблоки
мандрагоры164 и Рахиль увидала это, то она стала просить [сестру] отдать их ей,
потому что ей весьма хотелось отведать их. Лия отказала ей в этом, и когда
привела в виде причины отказа то соображение, что та лишит ее расположения мужа,
Рахиль успокоила сестру тем, что сказала, что уступит ей на эту ночь мужа,
когда он явится к ней в тот вечер для сна. Так как Рахиль отказалась от объятий,
Иаков спал, в угоду Рахили, у Лии. И вот у последней опять родились дети:
Иссахар, т. е. «полученный взамен воздаяния», Завулон, т. е. «залог
расположения к ней», и дочь Дина. Немного спустя и у Рахили родился сын Иосиф,
что означает «увеличение будущего»165.
9. Все это время, т. е. в продолжение двадцати лет, Иаков служил пастухом
у своего тестя. По истечении этого срока он решил забрать своих жен и вернуться
к себе домой; а так как тесть не соглашался на это, то он задумал сделать это
тайком. Поэтому Иаков стал спрашивать у жен своих, какого они мнения о
переселении. Когда последние вполне на это согласились, то Рахиль захватила с
собою также изображение божеств, почитать которые, как домашних богов, было
[там] в обычае166, и бежала вместе с сестрой, со своими детьми, а вместе с ними
бежали также и служанки со своими сыновьями и со всем их имуществом, какое было
у них. Иаков угнал, без ведома Лавана, также половину стад. Рахиль же для того
захватила с собою изображения богов (презирать которых научил ее Иаков), чтобы,
если бы их во время преследования настиг отец ее, она могла иметь при них
убежище и легче склонить его к прощению167.
10. Узнав на третий день о бегстве Иакова и дочерей, Лаван в страшном
гневе со значительной ратью бросился за ними в погоню. Лишь на седьмой день он
настиг их, в то время как они расположились для отдыха на одном холме. Однако
он спокойно воздержался от нападения, так как был вечер. Ночью же Господь Бог
послал ему сновидение, в котором советовал взять к себе обратно зятя и дочерей,
отнестись к ним мягко и не подвергать их никакому насилию; напротив. Он
советовал ему заключить союз с Иаковом, так как Он, Господь, окажет ему Свою
поддержку, если бы Лаван, презрительно отнесясь к малочисленности людей Иакова,
вздумал вступить с ним в бой. Ввиду такого заявления Господа Бога, Лаван с
наступлением дня пригласил Иакова для мирных переговоров и сообщил ему при этом
о сновидении. Когда Иаков, доверившись этому, явился к Лавану, последний начал
упрекать его, указывая на то, как он принял его, когда тот явился к нему бедным
и лишенным всего необходимого, и как он без всякой зависти отнесся к увеличению
его имущества. «В расчете, что таким образом усилится твое расположение ко всем
нам, я отдал тебе в жены дочерей моих. Ты же, не обратив внимания ни на свою
мать, ни на близкое родство, в котором ты состоишь со мною, не постыдясь ни жен
своих, ни детей, дедом которых я являюсь, обошелся со мною, как с врагом,
похитил мое имущество, побудил дочерей моих к бегству от отца и ушел, украв и
унеся с собою родные божества, высокочтимые моими предками и пользовавшиеся и с
моей стороны немалым почитанием. Следовательно, ты поступил так, как не
поступает даже неприятель по отношению к врагу своему, ты, мой родственник, сын
моей сестры, муж моих дочерей, бывший гостем и домочадцем моим». На эти слова
Лавана Иаков привел в свое оправдание, что любовь к родине внушил Господь Бог
не ему одному, но всем людям и что вполне естественно было его стремление
вернуться туда после такого продолжительного промежутка времени. «Что же
касается неправильного присвоения с моей стороны твоего имущества, в чем ты
меня обвиняешь, – продолжал он, – то ты сам при другом (менее пристрастном)
суде явился бы виновным: ведь в то время как тебе бы следовало чувствовать к
нам благодарность за то, что мы сберегли и умножили твое имущество, разве ты не
грешишь относительно истины, упрекая меня в том, что мы взяли себе из этого
имущества небольшую долю? Что же касается дочерей твоих, то знай, что они
последовали за мною не потому, что я коварно подбил их покинуть тебя, но по
собственному влечению, которое ведь и вполне уместно у замужних женщин
относительно мужей своих. Впрочем, они следуют за мною не столько ради меня,
сколько изза детей своих». Это сказал [Лавану] Иаков в оправдание свое от
взведенного на него обвинения в неблагопристойности, а з
|
|