|
военачальников, Фикола. Добившись,
благодаря доброте Исака, всего, чего он желал, так как тот, во имя прежней
дружбы, своей и отцовской, простил ему нанесенные обиды, Авимелех возвратился к
себе домой.
4. Из сыновей Исака Исав, к которому отец особенно благоволил, достигнув
сорокалетнего возраста, взял в жены Аду и Аливаму, дочерей зажиточных
хананейцев Илона и Есевеона. В этом брачном вопросе он действовал совершенно
самостоятельно, отнюдь не испросив совета у отца. Дело в том, что Исак ни за
что не одобрил бы его намерения, так как ему было крайне неприятно вступать в
родство с жителями той страны. Не желая, однако, своим приказанием сыну
отказаться от этих женщин огорчать его, Исак предпочел молчание [в этом
деле]156.
5. Когда Исак состарился и совершенно потерял зрение, он позвал к себе
Исава и сказал ему, что он вследствие старости, слабости и слепоты уже не в
состоянии более служить Господу Богу157. При этом он велел ему пойти на охоту и,
если удастся убить чтонибудь, приготовить ему еду, чтобы он после этого мог
обратиться с молитвою к Господу Богу, дабы Тот был его союзником и Покровителем
на всю его жизнь; неизвестно, когда ему (Исаку) суждено умереть, но раньше
смерти ему хотелось бы молитвою снискать [для сына] благословение Божие.
6. Исав тотчас же отправился на охоту. Между тем Ревекка, которая считала
необходимым снискать благословение Божие, хотя бы против желания Исака, на
Иакова, приказала последнему зарезать несколько козлят и приготовить их к обеду.
Иаков повиновался во всем указаниям матери. Когда же обед был готов, она
навязала сыну на руку шкуру козленка, чтобы таким образом отец принял его за
волосатого Исава (дело в том, что во всех отношениях он был совершенно похож на
последнего, исключая волосатость, которая была единственным отличительным между
ними признаком), и он понес отцу обед, боясь, однако, как бы отец раньше
благословения не заметил обмана и не превратил бы благословение в обратное (т.
е. в проклятие). Исак, заметив чтото странное в голосе сына, подозвал его
поближе к себе. Когда же тот протянул к нему руку, обмотанную козлиною шкуркою,
Исак, прикоснувшись к ней, сказал: «По голосу ты похож на Иакова, но по массе
волос [на руке] ты кажешься мне Исавом».
7. Не предполагая, впрочем, никакого обмана, Исак пообедал и затем
обратился с молитвою и воззванием к Господу Богу, говоря: «Владыка Предвечный и
Создатель всего существующего! Ты обещал отцу моему великое множество благ,
признал также и меня достойным своей милости и обещал всегда быть моим потомкам
милостивым хранителем и даровать им лучшие блага. Подтверди это и ныне и не
отвергай меня в моей настоящей слабости, которая заставляет меня еще более
нуждаться в Твоей поддержке. Спаси милостиво мне этого сына и охрани его от
всякого зла, даровав ему счастливую жизнь и приобретение всех благ, сколько
можешь дать ему. Сделай его грозным для врагов и даруй ему почет и любовь со
стороны друзей»158.
8. Так взывал Исак к Богу, думая, что молится за сына своего Исава. Лишь
только он окончил благословение, как Исав явился с охоты. Хотя Исак и заметил
обман, но смолчал. Исав же выразил желание получить от отца одинаковое с братом
своим благословение, а когда отец отказал ему в этом, так как он дал Иакову
полное благословение, то тот открыто выразил свое огорчение по поводу этого
обмана. Наконец отец, тронутый его слезами, заявил, что Исав стяжает себе
известность своими успехами в охоте, физическою силою в употреблении оружия и
другими подвигами и что также потомство его будет пользоваться вечно этою его
славою, но что ему всетаки придется быть в подчинении у брата159.
9. Так как Иаков стал опасаться, как бы брат его не вздумал отомстить ему
за обманным образом полученное благословение, то мать решила избавить его от
этой опасности тем, что начала уговаривать мужа своего женить Иакова на
родственнице, какойнибудь жительнице Месопотамии, в то время как Исав, против
воли отца, взял в жены Вассемафу, дочь Измаила. Между тем домашние Исака были
нерасположены к хананеянам, и потому они отнеслись неприязненно и к первому
браку Исава, а теперь он взял в жены Вассемафу, к которой он особенно сильно
привязался160.
Глава девятнадцатая
1. Посланный матерью своею в Месопотамию для женитьбы на дочери Лавана,
брата ее, после того как и Исак повелел ему это, склонясь на желание жены своей,
Иаков начал свое путешествие по Хананее. Вследствие нерасположения к населению,
он не хотел останавливаться ни у кого [из хананейцев], а ночевал под открытым
небом, преклонив голову на собранные им камни161; вот ему во сне явилось
следующее видение: ему казалось, что он видит лестницу, ведшую с земли до
самого неба, а по ней спускаются видения более благородные, чем люди, а на
самом конце ее он ясно увидал Самого Господа Бога, который назвал его по имени
и обратился к нему со следующею речью:
2. «Иаков! Так как у тебя отец столь добродетелен, да и слава деда твоего
велика, то тебе нечего бояться за настоящее, но следует надеяться на лучшее
[будущее]. При Моем содействии тебе во всем будет дано полное изобилие великих
благ. Аврама Я ведь также привел сюда из Месопотамии, когда родственники
изгнали его, а отца твоего Я также сделал счастливым; поэтому и тебе Я ниспошлю
удел не хуже их. Посему мужайся и [спокойно] совершай путь этот: Я буду твоим
руководителем. Брак, который ты имеешь в виду, состоится, и у тебя родятся
хорошие дети. Количество потомства их будет бесчисленно, так как они оставят
после себя еще большее число сыновей. Им и детям их, которые наполнят всю землю
и все побережье морское, куда только ни смотрит солнце, Я дарую власть над этою
землею. Не страшись поэтому никакой опасности и не смущайся
|
|