|
г не воспрепятствовал тому138: Он позвал Аврама по имени и тем
удержал его от заклания сына. Ведь не из желания человеческой крови повелел ему
Господь, как говорил Он, заклание сына, равным образом не для того, чтобы
отнять так жестоко у него того, отцом которого Он его сделал, но желая
убедиться в образе его мыслей, т. е, повинуется ли он даже такому [жестокому]
повелению. Раз же Он убедился в готовности Аврама и в его чрезвычайном
благочестии, то пусть он пользуется всеми ему дарованными [благами]: Он,
Господь, никогда не откажет ни ему, ни его потомству в милостивом
покровительстве; а сын его достигнет преклонного возраста, и когда он в полном
счастии окончит жизнь свою, то передаст своим добрым и родным сыновьям великую
власть. При этом Господь предсказал ему, что род их разовьется во много богатых
племен, что память о родоначальниках последних будет жива вечно, что они с
оружием в руках овладеют землею Хананейскою и тем возбудят зависть во всех
людях. Сказав это, Господь Бог велел внезапно появиться барану для
жертвоприношения. Они же, оставшись против ожидания неразлученными и
удостоившись предвещания таких благ, обняли друг друга и, принеся жертву,
вернулись к Сарре. Затем они проводили дни свои в счастии, так как Господь Бог
покровительствовал им во всех их предприятиях139.
Глава четырнадцатая
Спустя неделю после этого Сарра умерла, прожив сто двадцать семь лет.
Похоронили ее в Хевроне, причем хананеяне предлагали бесплатно участок земли
для ее погребения, но Аврам купил это место у некоего Евраима из Хеврона за
сорок сиклей. Таким образом Аврам и его потомки устроили себе места для
погребения140.
Глава пятнадцатая
Затем, погодя немного, Аврам женился на Хетуре, от которой у него
родилось шесть сыновей, способных к трудам и необычайно одаренных: Замбран,
Иазар, Мадан, Мадиан, Иосувак и Суй. У этих также родились сыновья: у Суя –
Савафан и Дадан, а от последнего – Латусим, Ассурис и Луом; у Мадиана – Эфа,
Офрен, Анох, Евида и Елда. Всех этих сыновей и внуков своих Аврам побудил
расселиться отдельно; они заняли Троглодиту и ту часть счастливой Аравии,
которая доходит до Чермного моря141. Также рассказывается, что Офрен пошел
войною на Ливию и занял ее, причем внуки его поселились в этой стране и назвали
ее по его имени Африкою. Слова мои подтверждаются также и Александром
Полигистором142, который сообщает по этому предмету следующее: «Прорицатель
Клеодем, он же Малх143, написавший историю иудеев так же, как о них повествовал
их собственный законодатель Моисей, сообщает, что у Аврама родились от Хетуры
благородные сыновья». При этом он называет также имена последних, приводя
троих: Аферу, Сурима и Иафру. От Суримы получила свое название Ассирия144, от
двух других же, от Аферы и Иафры, получил свое имя город Афра и была названа
вся страна Африкою145. Они были союзниками Геракла в его походе на Ливию и
против Антея; когда же Геракл женился на дочери Афры, то у него родился от нее
Дидор, от которого в свою очередь произошел Софон; по имени же последнего
варвары называются софакийцами146
Глава шестнадцатая
1. Когда Исаку было около сорока лет, Аврам задумал дать ему в жены
Ревекку, внучку брата своего Нахора, и отправил просить ее руки старшего из
слуг своих, связав его наперед торжественною клятвою. Последние совершаются
таким образом: положив друг другу руки ниже бедер, [клянущиеся] взывают затем к
Господу Богу, как к свидетелю грядущего147. Аврам послал также жителям той
местности подарки, особенно ценные по своей редкости или по затруднительности
иначе получить их. Отправившись в путь, посланец совершил его нескоро, потому
что путешествовать по Месопотамии вообще затруднительно: зимою вследствие
глубокой грязи, летом изза бездождия; к тому же там водятся разбойники,
избегнуть которых невозможно, если путешественник не примет заранее мер
предосторожности. Наконец достиг он города Харрана148. Прибыв в окрестности
города, он встретил нескольких девушек, шедших за водою. Тогда он обратился к
Господу Богу с молитвою, чтобы, если Господу угоден будет брак, он мог найти
среди них Ревекку, изза брака сына с которой отправил его Аврам, и чтобы Он
мог узнать ее по тому, что, когда он попросит напиться, другие откажут ему в
этом, тогда как она подаст ему воды.
2. С этим намерением он приблизился к цистерне и стал просить девушек
дать ему напиться. Когда же они отказали ему в этом, говоря, что сами нуждаются
в воде и должны отнести ее домой (между тем как доставать воду нелегко), то
только одна из всех стала упрекать их в нелюбезности к иноземцу, говоря, что
если они не дадут человеку даже воды, то чем же выкажут людям свою
воспитанность? При этом она с удовольствием подала ему напиться. Это исполнило
его наилучших надежд. Желая узнать всю правду, он похвалил девушку за ее
благородство и дельность, что она не избегает собственным трудом помогать
нуждающимся, а затем стал расспрашивать, кто ее родители, и пожелал им счастья
за такую дочь. «Да будет дано им, – сказал он, – выдать тебя замуж в дом
хорошего человека, чтобы ты родила ему таких же благородных детей». Она же не
отказалась сообщить ему все желаемое и объявила ему, кто она такая. «Зовут меня
Ревеккой, – сказала она, – отец мой Вафуил. Он, однако, уже умер, брат же наш –
Лаван, который вместе с матерью заведует всем домом и заботится о моем
девичестве»
|
|