|
днего Серуг, у которого
родился сын Нахор, а от него Фарр. Последний был отцом Аврама, который является
десятым потомком Ноя и родился девятьсот девяносто два года спустя после потопа.
Фарр родил Аврама на семидесятом году своей жизни, а Нахору было сто лет,
когда у него родился Фарр. Нахор же родился у Серуга, когда последнему было сто
тридцать два года, а Рагав стал отцом Серуга на сто тридцатом году жизни. В
таком же возрасте и Фалек имел Рагава. Евер родил на сто тридцать четвертом
году жизни Фалека. Сам он родился у Салы, когда тому было сто тридцать пять лет.
Последний же родился у Арфаксада, когда тому было сто тридцать пять лет.
Арфаксад же был сыном Сима, родившимся у последнего двенадцать лет спустя после
потопа. У Аврама были братья Нахор и Аран. Из них Аран умер в Халдее, именно в
городе Ур110, называемом халдейским, оставив после себя сына Лота и дочерей
Сарру и Мельху. Могила его показывается до сих пор. На племянницах своих
женились Нахор и Аврам, первый на Мельхе, второй на Сарре. Так как Фарр
возненавидел Халдею вследствие печали по Аране, то все [члены семьи]
переселились в область месопотамскую Харран111. Тут же сыновья похоронили и
Фарра, умершего по достижении двухсотпятилетнего возраста. Дело в том, что
теперь уже жизнь людей стала понемногу убавляться и сокращаться, и это
продолжалось вплоть до рождения Моисея. После него по постановлению Господа
Бога сроком жизни является сто двадцать лет. Такого возраста достиг и Моисей. У
Нахора родилось от Мельхи восемь сыновей: Укс, Ваукс, Камуил, Хазад, Азав,
Фелда, Иельдафа и Вафуил. Это были законные дети Нахора. Тавей же, Гаам, Тава и
Мах родились у него от наложницы, Румы. У Вафуила, законного сына Нахора,
родились: дочь Ревекка и сын Лаван.
Глава седьмая
1. Не имея прямого потомства, Аврам усыновил Лота, сына брата своего
Арана и брата жены своей Сарры, и покинул, имея от роду семьдесят пять лет,
Халдею, чтобы по приказанию Господа Бога направиться в Хананейскую землю. В ней
он поселился и ее же оставил своим потомкам. Он был человеком необыкновенно
понятливым во всех отношениях, отличался большою убедительностью в речах своих
и порядочностью в обращении. Выделяясь поэтому среди других и пользуясь между
ними большим почетом, вследствие своего добродетельного образа жизни, он пришел
к мысли, что настало время обновить и изменить присущее всем [его
современникам] представление о Господе Боге. Таким образом, он первый решился
объявить, что Господь Бог, создавший все существующее, един и что все,
доставляющее человеку наслаждение, даруется Его милостью, а не добывается
каждым [из нас] в силу собственного нашего могущества. Аврам вывел все это из
созерцания изменяемости земли и моря, солнца и всех небесных явлений112. Ибо
(так рассуждал он) если бы всем этим телам была присуща [собственная,
самостоятельная] сила, то они сами заботились бы о сохранении порядка между
собою; но так как этогото у них как раз и нет, то очевидно, что они полезны
нам не в силу собственного, присущего им могущества, но вследствие власти
Повелевающего им, которому Одному подобает воздавать честь и благодарность.
Когда вследствие всего этого халдеи и прочие жители Месопотамии восстали против
Аврама, он, решив выселиться, занял по воле и при помощи Господа Бога
Хананейскую землю. Основавшись тут, он воздвиг Господу Богу алтарь и принес Ему
жертву.
2. Не называя его, впрочем, по имени, и Берос упоминает о нашем патриархе
Авраме, выражаясь при этом следующим образом: «В десятом поколении после потопа
жил среди халдеев справедливый и великий человек, опытный в астрономии».
Гекатей же не только вскользь упоминает о нем, но оставил целое специальное о
нем сочинение. Николай из Дамаска так выражается о нем в четвертой книге своей
истории: «Авраам правил в Дамаске, прибыв в качестве чужеземца с войском из так
называемой Халдеи, страны, лежащей выше Вавилонии. Спустя короткое время он
выселился со своим народом в страну, которая тогда именовалась Хананеею, а
теперь Иудеею; там размножились потомки его, о которых я в другом месте буду
распространяться подробнее. До сих пор еще имя Авраама пользуется большою
известностью в области Дамаска, и [теперь еще] показывается там деревня,
названная по его имени обиталищем Авраамовым».
Глава восьмая
1. После того как несколько времени спустя голод постиг Хананею, а Аврам
узнал, что египтяне живут в полном довольстве, он порешил отправиться к ним, с
одной стороны, желая воспользоваться их избытком, с другой же – для того, чтобы
поучиться у тамошних жрецов науке о божествах. При этом он решил стать их
последователем, если бы нашел их взгляды правильнее своих, или, в противном
случае, преподать им лучшие данные. Но так как он вез с собою и Сарру и боялся,
ввиду безумной слабости египтян к женщинам, чтобы фараон, вследствие красоты
его жены, не решил погубить его, он придумал следующую хитрость: выдавая себя
за брата Сарры, он побудил и ее согласиться на это, так как этоде полезно им
обоим. Когда же они прибыли в Египет, то все случилось так, как предполагал
Аврам. Весть о красоте его жены быстро разнеслась, вследствие чего и царь
египетский, не удовлетворенный одними о том рассказами, а сгорая желанием
увидеть ее лично, возымел намерение овладеть Саррою. Но Господь Бог
воспрепятствовал исполнению его гнусной страсти, наслав на него боязнь и
расстройство в делах113. Когда же фараон принес [очистительную] жертву для
отвращения гнева Божества, то жрецы заявили ему, что это несчастье постигло его
вследствие его желания изнасиловать жену чужестранца. Испугавшись этого, фараон
стал расспрашивать Сарру, кто она
|
|