|
пить «запретное» вино, но в некоторых случаях и иметь от него доход, т. е.
продавать. В той же литературе подчёркивается запрет еврею вступать в деловое
партнёрство с неевреем. Позже, в XX веке, когда еврейские авторы более открыто
высказывали своё отношение к этому миру язычников, появился ряд свидетельств о
том отталкивании и даже ненависти, которую он вызывал (позже мы некоторые из
них приведём). Трудно себе представить, чтобы жизнь в Средние века побуждала к
большей терпимости. Идеологический аспект жизни европейского еврейства в
Средние века мы подробнее обсудим в следующей главе.
Как и неоднократно в истории еврейства, перед нами сложный процесс, в
котором невозможно обнаружить «зачинщиков», разделить их на «правых» и
«виноватых» или, как сейчас формулируют, описать при помощи схемы «виновник —
жертва». Но его можно представить себе конкретнее.
Литература:
Marcus J. R. The Jew in the medieval world. 1975.
Roth C. The Jews in the middle ages. (Cambridge Medieval History, v.VII).
Depping G. B. Die Juden im Mittelalter. Hildesheim. 1974.
Abrahams Israel. Jewish Life in the Middle Age. N.J., 1897.
Wilpert Paul (Hrsg). Judentum im Mittelalter. Berlin. 1966.
Irving A. Agus. Urban Zivilisation in pre-crusade Europe, vv. I, II. N.J.
, 1965.
Sabatini Raphael. Torquemada and the Spanish Inquisition. London. 1928.
Goldmann N. Le paradox juif. Paris 1976.
Dozy R. Histoire de musulmans d’Europe. Leyde. 1891 t. I — III.
Саго Georg. Sozial — und Wirtschaftgeschichte der Juden im Mittelalter
und der Neuen Zeit. Bd I. Frankfurt/M. I924.
Wirth Louis. The Ghetto. Chicago. 1946.
Amador de los Rios. Historia social,politica.religiosa de las Judaios de
Espana у Portugal. Madrid. 1960.
Conn Norman. The Pursuit of the Millenium. N.J. 1970.
Гумилёв Л. Н. Русь и великая степь. М. 1989.
Шиппер И. Возникновение капитализма у евреев Западной Европы. Спб. 1910.
Trevor-Roper H. The Rise of Christian Europe. London. 1965. Shahakl. Цит.
в Гл. 1.
Льоренте Х.-А. Критическая история испанской инквизиции. т.т.. 1, 2. М.
1936.
Дубнов С. М. Краткая история евреев. М. 1996. (перепечатка издания
1912 г.).
Goldman N. La paradox juif. Paris. 1976
«Еврейская Энциклопедия». Спб. 1911. Т. I, статьи «Автономия» и
«Аго-бард». Т. II, статьи «Англия» и «Антисемитизм». T.III, «Ассимиляция». T.VI,
«Германия». Т. VIII, «Испания». Т. XI «Население» . Т. XV «Украина».
«Краткая Еврейская Энциклопедия». Иерусалим. 1976. Т. I, статья
«Автономия»,Т.И, статья «Гайдамаки».
Глава 4
Классический иудаизм
В средние века внутри еврейства выработалась система взглядов,
регламентирующая как отношения с нееврейским миром, так и поведение евреев в
частной жизни и в еврейской общине. Она может помочь конкретнее представить
себе взаимоотношения между еврейской и нееврейской частью средневекового
общества. В этих принципах невозможно отделить высказывания религиозного
характера и конкретные правила поведения. Большая их часть содержится в Талмуде
и комментариях к нему. Шахак пишет, что если в вопросах веры имеется широкий
простор для интерпретаций, то предписания, касающиеся конкретных действий,
жёстко зафиксированы в Талмуде. При этом, классическая (и современная
ортодоксальная) точка зрения заключается в том, что, если возникает расхождение
с Торой, то приоритет имеет талмудический текст. Согласно еврейскому преданию,
Моисей сообщил евреям на горе, Синай кроме Торы — Закона, записанного по
велению Бога, ещё некоторые разъяснения и дополнения, которые должны были
передавать изустно. После разрушения Храма, когда исчез центр религиозной жизни
еврейства, раввины приступили к записи этой устной традиции (со II по VI в.
после Р.Х.). Эти записи и составили Талмуд. Ввиду его обширности и
несистематичности несколько раз делались попытки создать более компактные своды.
Таковыми являются: Кодекс Маймонида — XII в., Кодекс Якова Ашера — XIII в. и
Кодекс Иосифа Каро под названием «Шулхан Арух» — XVI в. По-видимому,
мировоззрение ортодоксального еврейства в большей мере определяется Талмудом,
чем Библией, хотя бы потому, что Талмуд предписывает понимать Библию только так,
какой её толкует. Для нового же времени такую роль играет «Шулхан Арух». Как
говорит Гретц, «Каро (автор „Шулхан Аруха“) дал иудаизму тот образ, который он
прочно сохранил до наших дней».
Многими авторами и много раз приводились выдержки из Талмуда и
«Шулхан-Аруха», фанатически враждебные по отношению к неевреям («гоям» или
«акумам»). Вот несколько примеров. «Говорится, вы — овцы Мои, овцы паствы Моей,
вы — человеки; вас называют ч
|
|