|
Эти события весьма благоприятствовали Гиркану и Антипатру, стоявшим на
пропомпейских позициях. Но по той же причине полный разгром Помпея войсками
Цезаря в Фарсальском сражении в Фессалии (48 г. до н.э.) поставил их в опасное
положение. Однако вскоре им представилась отличная возможность выпутаться и
поправить положение. Когда Помпей бежал в Египет и нашел там смерть,
преследовавший его Цезарь не смог установить связь из-за очень опасного
вооруженного сопротивления в Александрии. Он послал в Малую Азию за помощью, но
подкрепление задержалось в Аскалоне. Именно сюда как раз вовремя прибыли Гиркан
со своим советником Антипатром в сопровождении полутора тысяч воинов, чтобы
расчистить путь задержанным войскам. Затем они стали переманивать находившихся
в Египте иудеев на сторону Цезаря — и обретенные таким образом союзники,
тронутые первым в их истории визитом первосвященника, в значительной степени
способствовали окончательной победе Цезаря над его египетскими недругами. Иудеи
до того ненавидели римских врагов Цезаря — Помпея со сторонниками, что его
поход встретил широкое одобрение в Иудее и Цезаря приветствовали как мстителя
за оскверненный Помпеем Иерусалим.
Вмешательство иудеев на стороне Цезаря значительно укрепило положение Гиркана и
Антипатрa. Цезарь был явно благодарен. Гиркана снова повысили в звании до
этнарха (47 г. до н.э.) — пять областных советов упразднили или лишили
политического веса, — а за Антипатром признали более определенную роль регента
или главного министра всей Иудеи. Сам он получил лестный статус римского
гражданина и освободился от уплаты налогов. Он должен был собирать земельную
подать для Рима; это давало ему возможность попутно собирать еще и для себя, но
официально подать, видимо, составляла четверть урожая зерна через год, то есть
12, 5 процента в год.
За дополнительное вознаграждение (20 675 бушелей зерна ежегодно, исключая
каждый седьмой год) город Иоппия, отторгнутый Помпеем, был возвращен этнархии.
Он представлял собой не ахти какой порт, потому что на протяжении всего участка
побережья кораблям приходилось стоять на якоре из-за угрозы быть выброшенными
на скалы юго-западным ветром. Но какой ни на есть, он все-таки давно считался
портом, и Иудея снова получила выход к морю. В то же время под власть этнархии
вернули плодородную Изреэльскую (Ездрилонскую) долину, часть которой в
предыдущие 16 лет была римской территорией. Иудею также освободили от зимнего
расквартирования римских войск, а позднее разрешили восстановить стены
Иерусалима.
Таковы новые привилегии, дарованные Иудее; может создаться впечатление, что
заслуга здесь практически принадлежала больше Антипатру, нежели его неумелому
хозяину Гиркану II. Правда, надо сделать некоторую скидку на тенденцию
хранителей преданий (в дальнейшем усиленную при дворе сына Антипатра Ирода)
преувеличивать роль Антипатра за счет Гиркана. Однако есть определенные
свидетельства, что его власть действительно стала весьма значительной. Что
важнее всего, он сумел устроить на ключевые посты двух своих старших сыновей:
первого, Фасаила, сделал правителем Иерусалима, а второй, Ирод, получил в
управление обособленную провинцию Галилею.
Таково было сложное переплетение обстоятельств, которое в 47 году до н.э.
привело Ирода в раннем возрасте, в 25 лет, на этот высокий и влиятельный пост.
Глава 2
ИРОД — ЦАРЬ
Ироду еще предстояло стать царем Иудеи; но пока он уже княжил в Галилее.
Это была небольшая территория площадью примерно 25 на 35 миль, размером с
графство Хартфордшир или штат Род-Айленд. Но Галилея имела важнейшее значение,
потому что, будучи отделенной от метрополии, она образовывала пограничную зону
по всей периферии. Она также была жизненно важной составной частью иудейской
территории. И все же, подобно Идумее на другом краю Иудеи, она была
по-настоящему иудейской сравнительно недолго. Хотя частичная иудаизация,
возможно, наблюдалась в более ранний период, полное завоевание и обращение в
веру относится лишь к временам Иоанна Гиркана I (134 — 104 до н.э.) или, менее
вероятно, его преемника Иуды Аристобула I (104 — 103 до н.э.). Это поглощение
Иудеей и иудаизмом было пророческим, ибо означало, что столетие спустя,
возможно незадолго до кончины Ирода, в галилейском Назарете в иудейской среде
родился Иисус.
Из-за чрезвычайно плодородной земли Галилея играла важную роль в палестинской
экономике, а жители отличались живым, веселым и упрямым нравом. За ними даже
закрепилась репутация непокорных, не подчиняющихся властям туземцев, или, во
всяком случае, так считали в Иудее, где косо смотрели на все периферийные
области.
"Назарет! — сказал ученику Иисуса Филиппу Нафанаил. — Из Назарета может ли быть
|
|