|
дозволялось входить внутрь. Когда 15 лет спустя Помпей плохо кончил в песках
Египта, иудеи восторженно приветствовали смерть сатаны, бича божьего. 63 год
был зловеще пророческим: консулом назначен Цицерон; родились Август и Агриппа.
И несколько минут, проведенных Помпеем в Святая Святых, судя по последствиям,
были не менее памятным событием.
* * *
Аристобул капитулировал, но он слишком держался завоевательских традиций
Маккавеев, чтобы оставаться на свободе. Так что его с двумя сыновьями,
Александром II и Антигоном, увезли в Рим как украшение торжеств по случаю
победы. Гиркана должным образом восстановили на троне, Антипатр остался его
советником. Но Иудея была плачевно усечена. На протяжении II века до н.э.
череда хасмонейских царей, которую завершил Александр Яннай, создала Великую
Иудею — самое большое иудейское национальное государство со времен Соломона.
Входившие в него многочисленные иноверцы, главным образом жители греческих и
эллинизированных городов-государств, разросшихся по краям иудейских земель (как
и всюду на Ближнем Востоке), были недовольны уничтожением их политических
образований в результате включения их в состав Иудейского государства. Но
хасмонейский верховный жрец Симон (142 — 134 до н.э.) нашел ответ, который,
даже если он не устраивал греков, по-видимому, был приемлем для иудеев: «Мы ни
чужой земли не брали, ни господствовали над чужим, но владеем наследием отцов
наших, которое враги наши в одно время не праведно присвоили себе» (1 Мак. 15,
33). Однако Помпеи держался прямо противоположной линии, безжалостно отрезая от
краев еврейского государства все бывшие греческие города, включенные в него
Хасмонеями. Таким путем было отторгнуто все побережье вплоть до Газы, включая
его полосу и дальше Риноколуру (Эль-Ариш). Среди отторгнутых таким образом
городов находились древняя Иоппия (Яффа, Иафо), которую Симон Хасмоней
превратил в иудейскую колонию-порт, и Иамния (Явне), которая также была
довольно основательно иудаизирована (только Аскалон, бывший свободным от Иудеи,
таким и остался). Широкий пояс на востоке, главным образом на другом берегу
Иордана, тоже был отобран и включен в союз десяти городов — Десятиградия.
Другими словами, все общины греческого типа к востоку и западу от Иудеи были
возрождены и освобождены от иудейского господства и вновь обрели автономию под
общим надзором римского правителя новой провинции Сирии.
Такую же автономию даровали городу, расположенному в чуть более чем 40 милях к
северу от Иерусалима, Самарии (Севастии), эллинизированному с IV века до н.э.
но вынужденному, как и другие, во II веке покориться Хасмонеям. Что еще
удивительнее, Помпей, вероятно, отторгнул от Иудеи всю область Самарии (Шомрон).
Самария была плодородной лесистой землей, где исповедовали собственную
разновидность фундаменталистского апокалиптического иудаизма, которой по сей
день придерживается группа семейств. Самаритяне признавали только первые шесть
книг Библии и почитали не Иерусалимский храм, а алтарь на горе Гаризим (его
Иоанн Гиркан I разрушил в 128 г. до н.э.). Бог, говорили иудеи, наслал на
самаритян львов, потому что они не воздавали ему должных почестей, а
правоверные иудеи сторонились их не только из-за религиозных заблуждений, но и
потому, что те были потомками чужеземцев, которых поселили там ассирийские цари.
Когда в V веке до н.э. некоторые из потомков изгнанных иудеев вернулись на
родину, их предводитель Неемия запретил браки с самаритянами из-за их расовой
нечистоты, и даже теперь, сотни лет спустя, путники, предпринимающие поездки
между Галилеей и Иудеей, все еще часто предпочитали совершать длинный
утомительный объезд, нежели проезжать через Самарию. Вот почему Иисуса
удивленно спросили: "Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самаритянки? "
(Ин. 4, 9).
Этой обособленности Помпею было достаточно, чтобы отобрать у маленькой новой
Иудеи и Самарию, а также и Изреэльскую (Ездрилонскую) равнину к северу от нее,
плодородную долину, рассекающую центральный горный хребет к юго-востоку от горы
Кармель. Галилея, еще дальше к северу, осталась частью Иудеи, но теперь была
отрезана от остальной страны широким коридором из Самарии и Изреэля; царство
оказалось разделенным наподобие современного Пакистана.
Итак, не удовлетворившись восстановлением границы между собственно иудейской
сельской территорией и эллинизированными окраинами с обеих сторон, Помпей
предпринял хорошо продуманный шаг — урезал страну до традиционно иудейской
сердцевины. Ибо, как отмечал А. Г. М. Джоунс: «Он был убежден, что, если сразу
не примет решения по данному вопросу, Иудейское царство в том виде, каким оно
было, будет угрожать миру и процветанию Сирии; иудеи — трудный, непокорный
народ; к тому же отсталый и суеверный, а их завоевания губительно сказались на
культуре Южной Сирии».
Более того, Гиркана II, когда ему вверялось это жалкое владение, лишили
царского титула. Его дядя Иуда (Иегуда) Аристобул I (104 — 103 до н.э.),
возможно, был первым, кто принял этот царский титул; им определенно пользовался
Александр Яннай (103 — 76 до н.э.). А теперь Гиркан II его лишился. Хотя и
сохранив положение первосвященника (о чем будет подробнее сказано ниже), он
утратил статус царя, получив взамен титул этнарха — высший княжеский чин, но
ниже царского звания.
|
|