Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: История :: История Азии :: История Израиля :: Майкл ГРАНТ - ИРОД ВЕЛИКИЙ. ДВУЛИКИЙ ПРАВИТЕЛЬ ИУДЕИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-
 
не мог входить, кроме первосвященника, и даже тот мог входить туда единожды в 
год, на праздник Йом-киппур, День искупления или всепрощения Господня. Помпеи, 
зашедший в эту внутреннюю святыню, заслужил вечное проклятие иудеев.

* * *

В 18 году до н.э. после полутора лет трудов строительство святилища завершилось,
 что было широко отмечено празднованиями и щедрыми жертвоприношениями. Работа 
по завершению строительства образующих оставшуюся часть сооружения дворов 
продолжалась еще десять лет.

По существу, работам по реконструкции не было конца. Во время бунтов после 
смерти Ирода сооружение сильно повредили. Позднее, когда Иисус загадочно 
объявил, что снова воздвигнет храм за три дня, иудеи в ответ сказали, что сей 
храм строился 46 лет (Ин. 2, 19 — 20). Это говорилось, если сказанное 
соответствует истории, примерно в 28 — 30 годах н.э. Похоже, что последние 
стадии строительства не возобновлялись до 63 года н.э. когда выстроили 
восточную поддерживающую стену. Тем временем обвалилась другая часть стены и 
потребовалось снова обратить внимание на Соломонову галерею. Однако этот ремонт 
так и не начался; семь лет спустя храм разрушили римляне.

* * *

О нем сохранилось только яркое воспоминание. И память о нем была, или должна 
быть, целиком связана с именем Ирода. Ибо что бы впоследствии ни доделывали, 
именно он, по существу, совершил реконструкцию между 20-м и 10 годами до н.э. 
Однако более поздние блюстители иудейского Закона и теологи, восхищаясь храмом, 
были склонны игнорировать его связь с именем Ирода или же давали понять, что 
идея предпринятой им реконструкции принадлежала не ему.

Что касается самого Ирода, то он глубоко гордился этим свершением и не уставал 
подчеркивать, что хасмонейские освободители за все 125 лет своей власти даже не 
подумали взяться за такое громадное дело. Даже храм Соломона, которому 
старательно (пусть и неточно) следовали в отношении священных и 
неприкосновенных размеров, был превзойден во всех отношениях. Секретарь Ирода 
Николай Дамасский имел основания утверждать, что царь был щедрым человеком и 
что большая часть его щедрот шла на святое дело.

Но Ирод все же оставался клиентом Рима. Римляне терпимо относились к богам 
подвластных им народов, и, как мы увидим, Марк Агриппа, будучи в Иерусалиме, 
счел необходимым воздать должное храму своим посещением. Но сам Август, кажется,
 имел определенные сомнения. Не слишком ли несоразмерными были масштабы 
возвеличивания национального божества на фоне сообщества народов, более 
свободно делившихся своими богами? Во всяком случае, после смерти Ирода Август 
открыто похвалил одного из внуков, который, проезжая по Иудее, не стал посещать 
храм.



Глава 11

КАКИМ ОБРАЗОМ ИРОД ЗА ВСЕ ЭТО РАСПЛАЧИВАЛСЯ

Какими средствами располагал Ирод, чтобы брать на себя такие колоссальные 
расходы?

Иудея была скудной землей, каменистым, безводным, заросшим вереском плато почти 
у черта на куличках, которое перемежалось небольшими плодородными участками, да 
и те возбуждали зависть алчных соседей, с населением опасно великим для страны 
таких размеров; по приблизительным подсчетам, в Палестине проживало три 
миллиона иудеев. Более того, как и всюду в римском мире, число их возрастало 
высокими темпами. О причинах такого явления говорят по-разному, но среди них 
называют неприятие греко-римского обычая убийства новорожденных (которого 
Моисею было сказано избегать), отвращение иудеев к гомосексуализму и 
патриотическое желание увеличить собственное население.

Очень многие общины в этой части мира — Птолемеи, Селевкиды, Хасмонеи — с 
надеждой изображали на своих монетах рог изобилия; Ирод тоже. Но в Иудее 
надежды не всегда сбывались. Начать с того, что дожди здесь были менее всего 
предсказуемы, чем во всем Средиземноморье. Библия полна ссылками на Господню 
немилость, задержку дождей, особенно «поздних дождей» весной; и в царствование 
Ирода случались серьезные засухи.

Однако тяжелым трудом можно было заработать на жизнь. В Евангелиях Палестина 
описывается как сельская земля, земля крестьян, весьма отличающаяся от 
расположенных по периферии развитых эллинизированных городов. Правда, имелись и 
богатые палестинские иудеи, но обычно это были богатые земле— или 
скотовладельцы. Судя по писаниям авторов Талмуда, скотоводство, похоже, 
составляло основу сельского хозяйства, а за пределами собственно Иудеи, на 
вновь приобретенных землях Трансиордании, овцеводство вообще было весьма 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 81
 <<-