|
Господу. Итак, на этой священной скале стоял алтарь всесожжения, большое
сооружение кубической формы из неотесанного камня. Когда селевкид Антиох IV в
167 году до н.э. воздвиг на этом месте алтарь олимпийцу Зевсу, это явилось
величайшим осквернением. Хасмонеи же совершили величайший подвиг — уничтожили
это омерзительное сооружение.
Верно, что жертвенник символизировал архаичные представления иудаизма, которые
исподволь вытеснялись духовными учениями пророков, а теперь толкованиями Закона
в синагогах. Жертвоприношения представляли собой кровавые зрелища, но они
помогали храму сохранять роль особо важного хозяйственного достояния. Под
колоннадами Двора иноверцев собирались самые разные дельцы — в их числе
торговцы голубями. Были там и менялы, и в одном из самых потрясающих преданий
об Иисусе, содержащемся во всех четырех Евангелиях, говорится о том, как он
силой изгнал их оттуда. Кроме того, там находились склады, пекарня для выпечки
тех двенадцати хлебов, которые каждую субботу ставились «пред Господом»,
сокровищницы и копилки для пожертвований, административно-хозяйственные службы
и палата, в которой заседал государственный совет иудеев. И вся эта кишащая на
территории храма масса людей снабжалась водой по новому акведуку, который
частично действовал до начала XX века.
В нескольких шагах позади алтаря двенадцать ступеней вели в само святилище,
здание со сложенными из белого камня массивными стенами. Представление о том,
как оно выглядело, можно получить, благодаря различным современным попыткам
реконструкции, основанным на различных страшно непонятных древних описаниях. По
всей видимости, это было очень высокое здание, в два раза выше второго храма,
вместо которого оно было построено. Так решили, поскольку намеревались
воспроизвести первый храм, храм Соломона, которому в Книге Паралипоменон
(вероятно, передававшейся из поколения в поколение в искаженном виде)
приписывались непомерно большие размеры. Иродово сооружение, при строительстве
которого придерживались тех же гигантских размеров, представляло фантастическое
зрелище, видимое со всех сторон и издалека выглядевшее «как покрытая снегом
гора».
К святилищу примыкал обширный фронтон, тоже необыкновенно высокий и, чтобы
соблюсти пропорции, раздвинутый вширь, вероятно выходя за ширину здания, так
что все сооружение в плане напоминало букву "Т", где фронтон был поперечиной.
За фронтоном находились гигантские врата, инкрустированные драгоценными
металлами и задернутые вавилонским декоративным занавесом с вышитой на нем
священной картой небес, четыре цвета которой означали четыре стихии. Над
вратами была изваяна громадных размеров золотая виноградная лоза, каждая гроздь
на ней размером в человеческий рост — повторение более раннего творения,
подаренного Помпею одним из неудачных иудейских претендентов на его милость.
Лоза символизировала торжествующий Израиль.
Из Египта перенес
Ты виноградную лозу,
Выгнал народы и посадил ее;
Очистил для нее место
И утвердил корни ее, и она наполнила землю.
Горы покрылись тенью ее,
И ветви ее как кедры Божии…
Пс. 79, 9-11
Как и в храме Соломона, святилище окружали в три этажа тринадцать хранилищ.
Внутри самого святилища находилось два расположенных одно за другим помещения.
Первым шло святое место, где помещался стол с хлебами предложения и менора, или
«семисвечник», — подставка для семи ламп, работавших на оливковом масле. Оба
эти почитаемых сокровища были позднее изображены римлянами на арке Тита,
забравшего их с собой после разграбления Иерусалима в 70 году н.э. У иудеев
изображение меноры в скульптурах или на картинах, как утверждают, запрещалось.
Тем не менее оно не только выцарапано на одном иерусалимском надгробье, но
имеется на монетах последнего хасмонейского монарха, Антигона, у которого Ирод
в 37 году до н.э. отвоевал город; это единственный иудейский символ, который
можно найти на хасмонейской монете. Что касается монет, выпущенных Иродом, на
них изображен алтарь, который вполне можно принять за алтарь для воскурения
фимиама, еще одну из принадлежностей святого места.
В храме Соломона святое место и второе помещение святилища, святая святых,
разделяла стена с дверью, но, кажется, Ирод не воспроизвел эту деталь. Вместо
этого во всю ширину здания протянулись два занавеса — завеса храма, которая,
как говорят, в момент смерти Иисуса разодралась надвое. В святая святых никто
|
|