|
своих трудов, подвигом, которым он восстановит нарушенное взаимопонимание среди
его подданных — иудеев — и завоюет их вечную благодарность. Этим делом стало
строительство Иерусалимского храма.
На северо-восточной стороне города, в месте, называвшемся гора Мория, прямо
напротив горы Олив, Соломон воздвиг храм, описанный в древнееврейских текстах с
таким обилием живописных и восторженных подробностей и с таким беззаботным
отношением к элементарной топографии. Когда земля Иуды подпала под власть
вавилонянина Навуходоносора и впоследствии попыталась восстать, тот сровнял
святилище с землей (586 г. до н.э.), а тысячи людей отправил в изгнание. Но
спустя 70 лет овладевшие Вавилонской империей персы позволили иудеям вернуться
в небольшую область вокруг Иерусалима, и в то время, при правлении Зоровавеля,
был выстроен другой, значительно более скромный, храм.
В 168 году до н.э. это сооружение разграбил, осквернил и превратил в языческий
храм селевкид Антиох IV Эпифан, и венцом победы националистического восстания
Хасмонеев стало повторное посвящение храма службе Всевышнему вождем восстания
Иудой Маккавеем в декабре 164 года н.э. С тех пор это событие отмечается как
праздник Посвящения (Ханука).
И все же построенное Зоровавелем здание, которое уже тогда, почти за пять веков
до того, считалось чем-то вроде временной замены, теперь все больше выглядело
символом, не соответствовавшим новому величию Израиля. Так что Ирод
провозгласил, что намерен его перестроить.
Он объявил о своем решении на специально созванном приблизительно в 22 году до
н.э. собрании народа. Не все одобрили его заявление из-за опасения, что он
снесет старое здание и никогда не построит нового. Чтобы рассеять эти страхи,
Ирод еще до начала работ подготовил все планы и предал их широкой огласке. Для
строительства должен был использоваться мягкий белый камень, из которого
строился храм Соломона. Его намеревались добывать из находившихся в нескольких
сотнях ярдов к северу Соломоновых каменоломен. Чтобы не нарушать тишины святого
места, камень предстояло обрабатывать на месте, до того как доставлять на
строительную площадку. Предполагалось занять 10 000 рабочих, из них 1000
священников, обученных профессиям каменщиков и плотников, поскольку Закон
запрещал мирянам входить в здание святилища.
* * *
Перестройка началась примерно через два года после первоначального объявления,
но, начавшись, стала продвигаться весьма быстро. Хотя и с большим трудом,
сравнивая описание Иосифа со значительно расходящимся описанием в
древнееврейских трактатах, мы можем получить некоторое представление о том, как
выглядел Иродов храм.
Весь комплекс сооружений находился внутри Двора иноверцев, ныне представленного
большой площадкой у мечети Аль-Шериф. Это место иудеи называли «храмовой горой».
Окружавшая святыню просторная огороженная территория такого рода в Восточном
Средиземноморье была вполне обычным явлением; сегодня ее лучше всего можно
оценить, побывав в Пальмире и Герате (Иераш). В Иерусалиме двор, занимавший
около 35 акров, был намного (почти в два раза) просторнее двора при старом
храме. Если по религиозным соображениям Ирод придерживался предполагаемых
размеров Соломонова храма, то ничто не препятствовало ему расширить и украсить
этот скорее мирской внешний двор: и он был особенно расположен к этому,
поскольку сам мог в него входить, тогда как, не будучи священнослужителем, не
мог ступить в святилище.
Посему прежде квадратной формы Двор иноверцев расширили до огромного вытянутого
прямоугольника, вымостили и со всех четырех сторон окружили стеной. С северной
стороны, где расширение стало возможным благодаря заполнению глубокой впадины
между территорией храма и замком Антония, в северо-восточном углу добавили
вторую башню, которая частично уравновешивала расположенную в северо-западном
углу башню Антония. "Учитель, — воскликнул один из учеников Иисуса, — смотри,
какие здесь камни и строения! " И хотя Иисус знал, что сам храм не будет
существовать вечно, части западной стены уцелели до наших дней, образуя девять
нижних рядов кладки Стены Плача, к которой евреи приходят возносить свои
молитвы. На той же стороне сохранились большие участки виадуков, проложенных
над раскинувшейся тогда внизу, а теперь большей частью засыпанной долиной
Турпосон.
Иисуса, согласно Евангелию от Матфея, дьявол подстрекал совершить чудо:
броситься вниз с вершины или с парапета храма (Мф. 4, 5). Это была верхняя
часть стены в юго-восточном углу, где она возвышалась над раскинувшейся в 450
футах внизу долиной Кидрона. Под местом, где была вершина, можно видеть подвалы,
известные как Соломоновы конюшни. Вся южная сторона внешнего двора покоилась
на встроенном в гору массивном фундаменте. Самый большой из каменных блоков,
высеченных с величайшей точностью, длиной более 16 футов, легко различим с
противоположной стороны долины.
В южную часть внешнего двора попадали, спускаясь вниз по крытым сводчатым
|
|